Начальник поезда несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящей должностной инструкции в соответствии с Кодексом законов о труде РФ, Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
1. Общие положения
1.1. Должностная инструкция начальника пассажирского поезда, (далее — ЛНП) определяет его основные обязанности в пункте формирования при подготовке пассажирского поезда в рейс, в пути следования пассажирского поезда и по прибытии в пункт оборота, дополнительные обязанности ЛНП международного сообщения и начальника туристско-экскурсионного поезда, а также права и ответственность ЛНП.
1.2. На должность начальника поезда назначается работник, имеющий высшее профессиональное образование и стаж работы по организации обслуживания пассажиров не менее 1 года, в скоростных поездах не менее 3-х лет, прошедший специальный курс обучения на производстве или в учебном заведении по установленной программе и сдавший экзамены.
2.Обязанности начальника поезда при приемке состава и подготовки поезда в рейс
2.1. Явиться в резерв проводников в установленное время и форменной одежде. Получить у инструктора (нарядчика) бланки РС-97, бланки для ведения учета населенности вагона и расхода белья, свободных и освобождающихся мест (впоследствии выдать их проводникам), бланки телеграмм и другие документы; в нарядной папку с маршрутами, ознакомиться установленным порядком с поступившими за время между рейсами распоряжениями и приказами, пройти инструктаж у начальника резерва проводников.. Собрать всех работников поездной бригады, произвести опрос об отдыхе перед рейсом, убедиться в работоспособности членов бригады, проверить наличие и состояние установленной формы одежды, провести инструктаж по правилам техники безопасности, пожарной безопасности, безопасности движения, о предстоящей работе и ее особенностях, ознакомить под роспись проводников вагонов с поступившими распоряжениями, произвести расстановку проводников по вагонам по утвержденным нормам на данный поезд и ознакомить с графиком дежурства на весь рейс в журнале ВУ-6 под роспись. У проводников проверить санитарные книжки, служебные удостоверения, удостоверения на право обслуживания электроустановок напряжением 1000 В, удостоверения о проверке знаний ПТЭ и, при необходимости, удостоверения на право обслуживания хвостового вагона, вагона габарита РИЦ, а так же вагонов, обращающихся в поездах со скоростями свыше 140 км / час. В случае неявки проводника сообщить об этом в нарядную для предоставления замены.
3. Обязанности начальника поезда при посадке (высадке) пассажиров
3.1. Убедиться в том, что все проводники находятся на своих рабочих местах на перроне у вагонов.
3.2. Обеспечить руководство посадкой пассажиров.
3.3. Получить на станциях формирования и оборота натурный лист формы ДУ — 1Л; вносить в него изменения вагонов в схеме поезда в пути следования.
4. Обязанности начальника поезда в пути следования
4.1.Объявить по внутрипоездному радио: маршрут следования поезда; время прибытия на конечную станцию; ознакомить пассажиров с составом поездной бригады, месторасположением штабного вагона, в котором следует начальник поезда, и вагона — ресторана (кафе — буфета), графиком его работы, с перечнем и стоимостью предоставляемых платных услуг, с правилами поведения и пожарной безопасности в пути следования.
5. Обязанности начальника поезда по прибытию в пункт оборота
5.1. Сверить схему формирования поезда с данными, имеющимися в ЛБК или ОДБ.
5.2. Записать в книгу ремонта на ПТО обнаруженные в пути следования неисправности в вагонах и проконтролировать их устранение, составив при этом необходимые документы.
5.3. Установить график дежурства проводников вагонов на время стоянки и контролировать его выполнение.
5.4. Подать установленным порядком заявку на экипировку вагонов топливом и водой, проверить ее выполнение.
5.5. Проверить качество санитарной подготовки вагонов.
5.6. Установленным порядком получить справку о населенности вагонов, о посадке пассажиров в пути следования, ознакомить с ними проводников вагонов до начала посадки пассажиров.
5.7. Опломбировать мешки с использованным постельным бельем и сделать отметки о расходе белья в бланках ф. ЛУ-72.
6.Обязанности начальника поезда по прибытию в пункт формирования
6.1. Записать в книге ремонта на ПТО обнаруженные в пути следования или не устраненные ранее неисправности в вагонах зафиксированные в журнале ВУ-8.
6.2. Установленным порядком сдать денежную выручку за рейс, неиспользованные документы строгой отчетности, отчет о взысканных доплатах, штрафах , проданных билетах и отчитаться перед бухгалтерией предприятия.
6.3. Сделать отметки в маршрутных листах проводников вагонов, ПЭМ и дать оценку их работы за рейс. Проинформировать руководство резерва проводников и мастера электроцеха в письменном виде о нарушениях членами бригады трудовой и технологической дисциплины (предъявив необходимые документы).
7. Порядок действий в экстремальных ситуациях
Начальник поезда является ответственным лицом за организацию работ при возникновении экстремальных ситуаций в пассажирском поезде, обязан квалифицированно действовать по обстановке, не допуская паники и растерянности. По окончании действия экстремальной ситуации ОБЯЗАТЕЛЬНО составляется АКТ установленной формы и дается телеграмма в соответствующие адреса.
В случае возникновения экстремальных ситуаций ЛНП должен :
7.1. При обнаружении в поезде пожара действовать в соответствии с «Инструкцией по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов», № ЦЛ-ЦУО/ 448, 1997г.
8. Дополнительные обязанности начальника туристско- экскурсионного поезда
8.1.Приемку состава производить совместно с комиссией администрации предприятия формирования поезда и арендаторов заблаговременно, до его отправления.
8.2.Перед посадкой туристов убедиться в правильности оформления проездных документов (билетов).
9. Дополнительные обязанности начальника поезда в случае обслуживания поездного локомотива одним машинистом
9.1. На пассажирских станциях, где не предусмотрены остановки вагонов, и на перронах по указанию машиниста локомотива, переданному по радиосвязи, организовать и контролировать выполнение сокращенного опробования тормозов.
9.2.Перед приведением пассажирского поезда в движение на железнодорожной станции или перегоне ставить в известность машиниста локомотива по радиосвязи или ручными сигналами о готовности поезда к отправлению.