Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации

Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации в соответствии с основными положениями, установленными Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, конкретизирует правила:

Устав железных дорог союза сср — Раздел vii Ответственность железной дороги, грузоотправителей, Грузополучателей и пассажиров. Акты, претензии и иски (часть 1)

Раздел vii Ответственность железной дороги, грузоотправителей, Грузополучателей и пассажиров. Акты, претензии и иски (часть 1)

КонсультантПлюс: примечание.

Гражданским кодексом РФ изменен претензионно — исковой порядок урегулирования споров, возникающих из перевозок грузов или багажа.

143. Железные дороги, грузоотправители, грузополучатели и пассажиры несут материальную ответственность по перевозкам на основании настоящего Устава.

Всякие предварительные соглашения железной дороги с грузоотправителями, грузополучателями или пассажирами, имеющие целью изменить или устранить ответственность, возложенную на железную дорогу, грузоотправителей, грузополучателей или пассажиров, считаются недействительными, и всякие отметки об этом в накладной, не предусмотренные настоящим Уставом или Правилами, не имеют силы.

144. За невыполнение плана перевозок железная дорога и грузоотправитель несут материальную ответственность.

За неподачу железной дорогой вагонов и контейнеров для выполнения плана перевозок и за неиспользование грузоотправителем поданных вагонов и контейнеров или отказ от предусмотренных планом вагонов и контейнеров уплачивается штраф в следующих размерах:

До принятия устава железных дорог Российской Федерации железные дороги освобождаются от уплаты штрафа, предусмотренного данной статьей за невыполнение плана перевозок из-за неподачи под погрузку вагонов и контейнеров в случае невнесения грузоотправителем платежей за предыдущую перевозку грузов, осуществленную железной дорогой. (Постановление Правительства РФ от 16.01.1995 N 41.)

по грузам, перевозки которых планируются в тоннах и вагонах, — по 1 рублю с тонны груза;

по грузам, перевозки которых планируются только в вагонах, — по 50 рублей за вагон;

по грузам, перевозимым в контейнерах, — по 30 рублей за контейнер массой брутто 30 тонн, по 20 рублей за контейнер массой брутто 20 тонн, по 10 рублей за контейнер массой брутто 10 тонн, по 5 рублей за контейнер массой брутто 5 тонн, по 3 рубля за контейнер массой брутто 3 тонны, по 1 рублю 50 копеек за контейнер массой брутто менее 3 тонн.

За неподачу железной дорогой рефрижераторных и других специализированных вагонов для выполнения плана перевозок и за неиспользование грузоотправителем поданных специализированных вагонов или отказ от выделенных в установленном порядке таких вагонов уплачивается штраф в следующих размерах:

по грузам, перевозки которых планируются в тоннах и вагонах, — по 2 рубля с тонны груза;

по грузам, перевозки которых планируются только в вагонах, — по 100 рублей за вагон.

За невыполнение грузоотправителем плана по дорогам назначения уплачивается штраф в следующих размерах:

по грузам, перевозки которых планируются в тоннах и вагонах, — по 30 копеек с тонны груза;

по грузам, перевозки которых планируются только в вагонах, — по 20 рублей за вагон;

по грузам, перевозимым в контейнерах, — по 9 рублей за контейнер массой брутто 30 тонн, по 6 рублей за контейнер массой брутто 20 тонн, по 3 рубля за контейнер массой брутто 10 тонн, по 2 рубля за контейнер массой брутто 5 тонн, по 1 рублю за контейнер массой брутто 3 тонны, по 50 копеек за контейнер массой брутто менее 3 тонн.

Такую же ответственность несут железные дороги и грузоотправитель за невыполнение обязательств по сверхплановой и внеплановой перевозке грузов по заявкам грузоотправителя, принятым железной дорогой.

За необеспечение погрузки маршрута с виновной стороны взыскивается в пользу другой стороны, кроме штрафа за невыполнение плана перевозок, штраф в размере 75 рублей за маршрут.

При перевозке грузов по железнодорожным линиям узкой колеи размеры штрафа за невыполнение плана перевозок грузов, планируемых в вагонах, устанавливаются Министерством путей сообщения.

(в ред. — Постановлений Совета Министров СССР от 11.05.76 N 317; от 30.07.88 N 929)

145. Грузоотправитель освобождается от уплаты штрафа за невыполнение плана перевозок:

а) по причине явлений стихийного характера (заносы, наводнения, пожары), которые вызвали перерыв движения на железнодорожном подъездном пути или при которых в соответствии с действующими положениями запрещено производить погрузочно-разгрузочные работы, а также по причине аварии на предприятии, в результате которой было прекращено производство на срок не менее 3 суток;

б) при запрещении и прекращении или ограничении погрузки грузов в соответствии со статьей 44;

в) при неиспользовании вагонов (контейнеров), поданных грузоотправителю сверх плановой нормы в порядке сгущения погрузки без предварительного согласия грузоотправителя;

г) при восполнении грузоотправителем в течение данной календарной декады допущенного им недогруза в отдельные дни этой декады;

д) при выполнении плана в тоннах по грузам, перевозка которых планируется в вагонах и тоннах;

е) при восполнении грузоотправителем в течение первой или соответственно второй половины месяца недогрузов нефти и нефтепродуктов, допущенных им в отдельные дни данной половины месяца, если отгрузка этих грузов производится с наливных станций нефтепроводов или пунктов перевалки.

В случае, когда грузоотправитель в результате уплотненной загрузки вагонов (контейнеров) сверх технических норм использовал меньшее количество вагонов (контейнеров), чем предусмотрено планом, штраф за недогруз соответствующего количества вагонов (контейнеров) не взыскивается.

В случае, когда грузоотправитель предупредит станцию о неиспользовании вагонов (контейнеров) не менее чем за двое суток до дня погрузки, сумма штрафа уменьшается на одну треть.

146. Железная дорога освобождается от уплаты штрафа за невыполнение плана перевозок:

а) по причине явлений стихийного характера (заносы, наводнения, пожары), при которых было невозможно подать вагоны и контейнеры под погрузку;

б) при запрещении и прекращении или ограничении погрузки грузов в соответствии со статьей 44;

в) при задержке грузоотправителем вагонов (контейнеров) под выгрузкой. В этом случае железная дорога освобождается от уплаты штрафа за неподачу данному грузоотправителю того количества вагонов (контейнеров), которое было задержано под выгрузкой или не могло быть подано под погрузку по этой причине;

г) при восполнении железной дорогой в течение данной календарной декады неподачи вагонов (контейнеров) за отдельные дни этой декады;

д) при восполнении железной дорогой в течение первой или соответственно второй половины месяца неподачи подвижного состава под погрузку нефти и нефтепродуктов, допущенной в отдельные дни данной половины месяца, если отгрузка этих грузов производится с наливных станций нефтепродуктов или пунктов перевалки.

147. По окончании месяца, но не позднее 10 числа следующего месяца, начальник станции сообщает грузоотправителю расчет по причитающимся железной дороге и грузоотправителю суммам штрафа за невыполнение плана перевозок.

Суммы, причитающиеся железной дороге или грузоотправителю, подлежат уплате в пятидневный срок.

148. Железная дорога несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю или до передачи согласно Правилам другому предприятию, организации, учреждению, если не докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые железная дорога не могла предотвратить и устранение которых от нее не зависело, в частности вследствие:

а) вины грузоотправителя или грузополучателя;

б) особых естественных свойств перевозимого груза;

в) недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены по наружному виду при приеме груза к перевозке, или применения тары, не соответствующей свойствам груза или установленным стандартам, при отсутствии следов повреждения тары в пути;

г) сдачи груза к перевозке без указания в накладной его особых свойств, требующих особых условий или мер предосторожности для сохранения груза при перевозке или хранении;

д) сдачи к перевозке груза, влажность которого превышает установленную норму.

149. Железная дорога освобождается от ответственности за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза в случаях, когда:

а) груз прибыл в исправном вагоне (контейнере) за исправными пломбами грузоотправителя или на исправном открытом подвижном составе без перегрузки в пути с исправной защитной маркировкой либо исправной увязкой, или при наличии других признаков, свидетельствующих о сохранности груза;

б) недостача, порча или повреждение произошли вследствие естественных причин, связанных с перевозкой груза на открытом подвижном составе;

в) груз перевозился в сопровождении проводника грузоотправителя или грузополучателя;

г) недостача груза не превышает норм естественной убыли.

В указанных случаях железная дорога несет ответственность за несохранность груза, если предъявитель претензии докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение груза произошли по вине железной дороги.

150. Если массовые однородные грузы, перевозимые навалом, насыпью или наливом по разным накладным от одного грузоотправителя в адрес грузополучателя, в процессе перевозки обезличиваются (при перевалке с одного вида транспорта на другой, при перегрузке из вагонов узкой колеи в вагоны широкой колеи или обратно и т. п.), то естественная убыль исчисляется исходя из общего веса всего обезличенного в пути груза.

Недостача или излишек перевозимого навалом, насыпью или наливом с перевалкой или перегрузкой в пути груза, отгруженного одним грузоотправителем в адрес одного грузополучателя и прибывшего в исправных вагонах без признаков недостачи в пути, определяется по результатам проверки всей партии одновременно выданного груза.

151. Железная дорога возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза, в следующих размерах:

а) за утрату или недостачу груза — в размере действительной стоимости утраченного или недостающего груза;

б) за утрату груза, сданного к перевозке с объявленной ценностью, — в размере объявленной ценности, а в случае, если железная дорога докажет, что объявленная ценность превышает действительную стоимость, — в размере действительной стоимости;

в) за порчу и повреждение груза — в размере той суммы, на которую понизилась его стоимость.

В случае использования железной дорогой для своих нужд каких либо грузов, принятых к перевозке, лица, виновные в этом, привлекаются в установленном порядке к ответственности, а железная дорога возмещает стоимость груза в двойном размере.

Наряду с возмещением ущерба в случае утраты или недостачи перевозимого груза железная дорога возвращает взысканную за этот груз провозную плату, если она не входит в цену утраченного или недостающего груза.

(в ред. — Постановления Совета Министров СССР от 22.07.69 N 571)

152. Стоимость груза определяется исходя из общей суммы счета грузоотправителя.

Железная дорога возмещает грузоотправителю или грузополучателю по претензиям стоимость утраченных, недостающих, испорченных или поврежденных грузов на основании счета грузоотправителя, а в тех случаях, когда расчеты за груз через банк не производятся, — на основании другого документа, заменяющего счет. Если по утраченному, недостающему, испорченному или поврежденному грузу грузоотправитель или грузополучатель обязан уплатить налог с оборота, а счет грузоотправителя выписан по ценам без налога, к сумме счета заявителем претензии добавляется соответствующая сумма налога с оборота, подтвержденная справкой финансовых органов.

При внутрисистемных перевозках грузов, расчеты по которым между грузоотправителем и грузополучателем производятся по ценам без налога с оборота, а по реализации которых в бюджет уплачивается налог с оборота, грузополучатели могут представлять железной дороге вместо справки финансового органа выписку из прейскуранта оптовых цен промышленности с налогом с оборота.

Стоимость грузов,принадлежащих гражданам, определяется по государственным розничным ценам, действующим в том месте и в то время, где и когда груз подлежал выдаче.

153. За просрочку в доставке груза железная дорога уплачивает грузополучателю штраф (если не докажет, что просрочка произошла не по ее вине) в следующих размерах:

15 процентов провозной платы — при просрочке не свыше одной десятой срока доставки;

30 процентов провозной платы — при просрочке более одной десятой, но не свыше двух десятых срока доставки;

45 процентов провозной платы — при просрочке более двух десятых, но не свыше трех десятых срока доставки;

60 процентов провозной платы — при просрочке более трех десятых, но не свыше четырех десятых срока доставки;

75 процентов провозной платы — при просрочке более четырех десятых, но не свыше пяти десятых срока доставки;

90 процентов провозной платы — при просрочке более пяти десятых срока доставки.

Если срок доставки груза не превышает 6 суток,железная дорога уплачивает грузополучателю штраф в размерах:

15 процентов провозной платы — за просрочку на 1 сутки;

30 процентов провозной платы — за просрочку на 2 суток;

45 процентов провозной платы — за просрочку на 3 суток;

60 процентов провозной платы — за просрочку на 4 суток;

75 процентов провозной платы — за просрочку на 5 суток;

90 процентов провозной платы — за просрочку более 5 суток.

В таких же размерах взыскивается с железной дороги штраф за просрочку в доставке порожних вагонов, принадлежащих предприятиям, учреждениям и организациям или арендованных ими.

(в ред. — Постановления Совета Министров СССР от 30.07.88 N 929)

154. Грузоотправитель или грузополучатель имеет право считать груз утраченным и потребовать возмещение за утрату груза, если этот груз не был выдан грузополучателю по его требованию в течение 30 дней по истечении срока доставки, а при перевозке груза в прямом смешанном сообщении — по истечении 4 месяцев со дня приема груза к перевозке.

Однако, если груз прибыл по истечении указанных выше сроков, грузополучатель обязан принять груз и возвратить сумму, выплаченную ему железной дорогой за утрату груза.