Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации

Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации в соответствии с основными положениями, установленными Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, конкретизирует правила:

Устав железных дорог союза сср — Раздел vii Ответственность железной дороги, грузоотправителей, Грузополучателей и пассажиров. Акты, претензии и иски (часть 2)

Раздел vii Ответственность железной дороги, грузоотправителей, Грузополучателей и пассажиров. Акты, претензии и иски (часть 2)

Статья 159-1 признана не действующей на территории Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 20.02.1995 N 157).

159-1. За недогруз вагонов и контейнеров массой брутто 10, 20 и 30 тонн до технической нормы или полной грузоподъемности (вместимости) грузоотправитель уплачивает железной дороге штраф в размере, предусматриваемом в тарифах на грузовые перевозки. Штраф за недогруз не взыскивается, если грузоотправитель произвел догрузку вагона или контейнера.

(в ред. — Постановления Совета Министров СССР от 21.04.74 N 650)

160. Взыскание штрафов, предусмотренных статьями 51, 155-1, 156, 156-1, 156-2, 157, 159, 159-1, производится через кредитные учреждения в бесспорном порядке (без предварительного акцепта).

(в ред. — Постановления Совета Министров СССР от 26.04.79 N 380)

161. Подача под погрузку неочищенного подвижного состава допускается только с согласия грузоотправителя, порта, пристани. В этом случае железная дорога уплачивает штраф в размере 15 рублей за обыкновенный вагон и 30 рублей за специальный вагон в пользу грузоотправителя, порта, пристани, который обязан очистить и загрузить эти вагоны. На очистку вагонов грузоотправителю, порту, пристани предоставляется необходимое время, определяемое соглашением начальника станции с грузоотправителем, портом, пристанью.

В случае сдачи после выгрузки (слива) неочищенного подвижного состава грузополучатель, порт, пристань уплачивают в пользу железной дороги штраф в тех же размерах.

(в ред. — Постановления Совета Министров СССР от 26.04.79 N 380)

162. За повреждение вагонов или контейнеров на железнодорожном подъездном пути, в порту, на пристани, строящейся железнодорожной линии и при погрузке или выгрузке средствами грузоотправителя или грузополучателя на станции, за повреждение или утрату предоставленных железной дорогой съемных перевозочных приспособлений (поддонов, стропов, стяжек, хлебных щитов, печей и др.) грузоотправитель, грузополучатель, порт, пристань, а также предприятие, организация, осуществляющие строительство железнодорожной линии, уплачивают железной дороге штраф в размере пятикратной стоимости поврежденных (утраченных) частей вагона или контейнера или съемных приспособлений по расценочной ведомости, утверждаемой Министерством путей сообщения.

Грузоотправитель, грузополучатель, а также предприятие, организация, осуществляющие строительство железнодорожной линии, обязаны также возместить железной дороге убытки, понесенные железной дорогой вследствие повреждения подвижного состава, перегруза, неправильной погрузки, упаковки или неправильного крепления груза.

(в ред. — Постановления Совета Министров СССР от 26.04.79 N 380)

163. При самовольном занятии железной дорогой вагонов и контейнеров, принадлежащих предприятиям, организациям или учреждениям или арендованных ими, железная дорога уплачивает им штраф в размере 50 рублей за вагон и 25 рублей за контейнер в сутки.

При повреждении железной дорогой подвижного состава и контейнеров, принадлежащих предприятиям, организациям или учреждениям или арендованных ими, железная дорога обязана их отремонтировать и уплатить владельцу подвижного состава и контейнеров штраф в размере пятикратной стоимости поврежденных (утраченных) частей подвижного состава или контейнеров, а также возместить убытки, понесенные им вследствие повреждения подвижного состава и контейнеров, перегруза, неправильной погрузки, упаковки или неправильного крепления груза.

За утраченный железной дорогой подвижной состав, принадлежащий предприятиям, организациям или учреждениям, железная дорога по их требованию обязана предоставить соответствующий подвижной состав во временное бесплатное пользование, а по истечении 3 месяцев передать подвижной состав взамен утраченного. При отсутствии у железной дороги соответствующего подвижного состава она обязана возместить стоимость утраченного подвижного состава.

(в ред. — Постановления Совета Министров СССР от 26.04.79 N 380)

164. По прибытии груза на станцию назначения всю ответственность перед железной дорогой по данной перевозке несет грузополучатель.

При этом грузополучатель может взыскать с грузоотправителя уплаченные им железной дороге вследствие неправильных действий грузоотправителя штрафы и сборы, а также расходы и убытки, связанные с перевозкой.

Если груз был адресован грузополучателю, которого не оказалось в районе станции назначения, ответственность перед железной дорогой несет грузоотправитель.

165. Железная дорога несет материальную ответственность за утрату, недостачу, порчу или повреждение принятого к перевозке багажа, а также за просрочку в доставке его, если не докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение, а также просрочка произошли не по ее вине.

За утрату, недостачу, порчу или повреждение багажа железная дорога несет ответственность в следующих размерах:

а) багажа, принятого к перевозке с объявленной ценностью, — в размере объявленной ценности, а в случае, если железная дорога докажет, что объявленная ценность превышает действительную стоимость, — в размере действительной стоимости;

б) багажа, принятого к перевозке без объявления ценности, — в размере, предусмотренном тарифом.

За просрочку в доставке багажа железная дорога уплачивает штраф в размере 10 процентов провозной платы за каждые сутки, считая неполные сутки за полные, но не свыше 50 процентов провозной платы.

Просрочка в доставке багажа исчисляется с 24 часов дня, в который должен прибыть багаж.

Уплата штрафа за просрочку в доставке багажа производится начальником станции назначения при выдаче багажа на основании акта, составленного по требованию пассажира.

Забота о целости и сохранности ручной клади, перевозимой пассажиром с собой, лежит на обязанности пассажира.

166. При обнаружении в сдаваемом к перевозке багаже предметов, перевозка которых багажом запрещена ( статья 132), владелец багажа уплачивает штраф в размере пятикратной стоимости провоза багажа, а в подлежащих случаях привлекается к уголовной ответственности.

167. Железные дороги, грузоотправители, грузополучатели и пассажиры в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из настоящего Устава, несут материальную ответственность лишь в пределах, предусмотренных соответствующими статьями Устава.

168. Обстоятельства, могущие служить основанием для материальной ответственности железной дороги, грузоотправителей, грузополучателей и пассажиров при железнодорожной перевозке, удостоверяются коммерческими актами или актами общей формы, составляемыми станциями железных дорог.

Коммерческий акт составляется для удостоверения следующих обстоятельств:

а) несоответствия между наименованием, весом или количеством мест груза или багажа в натуре и данными, указанными в перевозочном документе;

б) порчи и повреждения груза или багажа;

в) обнаружения груза или багажа без документов или документов без груза или багажа;

г) возвращения железной дороге похищенного груза или багажа;

д) непередачи железной дорогой на железнодорожный подъездной путь груза в течение 24 часов после оформления в товарной конторе (кассе) выдачи груза по документам. В этом случае коммерческий акт составляется только по требованию грузополучателя.

Железная дорога обязана составить коммерческий акт, если она сама обнаружила перечисленные выше обстоятельства или когда на наличие хотя бы одного из этих обстоятельств указал получатель или отправитель груза или багажа.

Порядок составления коммерческих актов и актов общей формы устанавливается правилами.

169. До предъявления к железной дороге иска, вытекающего из настоящего Устава, обязательно предъявление к ней претензии.

Право на предъявление к железной дороге претензий и в соответствующих случаях исков имеют:

а) в случае утраты груза:

грузополучатель — при условии представления грузовой квитанции с отметкой станции назначения о неприбытии груза, а при невозможности представления грузовой квитанции — документа об оплате стоимости груза и справки железной дороги об отправке груза с отметкой станции назначения о неприбытии груза;

грузоотправитель — при условии представления грузовой квитанции;

б) в случае недостачи, порчи или повреждения груза — грузополучатель при условии представления накладной и коммерческого акта, выданного ему железной дорогой, или представления накладной с отметкой железной дороги о составлении коммерческого акта (в случае его утраты), или представления накладной и документов об обжаловании отказа железной дороги в составлении коммерческого акта;

в) в случае просрочки в доставке груза — грузополучатель при условии представления накладной;

г) в случае задержки выдачи груза — грузополучатель при условии представления накладной и акта;

д) в случае утраты багажа — предъявитель багажной квитанции, в случае недостачи, порчи, повреждения или просрочки в доставке багажа — предъявитель выданного железной дорогой акта о недостаче, порче, повреждении или просрочке в доставке багажа.

170. Претензии, возникающие из перевозки грузов, предъявляются к управлению железной дороги назначения.

Претензии, возникающие из перевозки пассажиров и багажа, могут быть предъявлены к управлению железной дороги отправления или назначения по усмотрению заявителя претензии.

Претензии, возникающие из перевозки груза в прямом смешанном сообщении, предъявляются:

а) к управлению железной дороги назначения, если конечным пунктом перевозки является железнодорожная станция;

б) к другому соответствующему транспортному органу, если конечным пунктом перевозки является порт (пристань), автостанция (агентство, автохозяйство) или аэропорт.

Претензии грузоотправителей о штрафах предъявляются к управлению железной дороги отправления.

Министерство путей сообщения может возлагать рассмотрение претензий на отделения железных дорог и станции.

171. Не допускается предъявление требований грузоотправителей, грузополучателей и железных дорог на сумму менее 10 рублей по каждой накладной, за исключением претензий о взыскании штрафа за просрочку в доставке груза, прибывшего одновременно по нескольким накладным, на общую сумму не менее 10 рублей, а также претензий от граждан.

172. Передача другим организациям или гражданам права на предъявление претензий и исков не допускается, за исключением случаев передачи такого права грузоотправителем грузополучателю или грузополучателем грузоотправителю, а также грузоотправителем или грузополучателем — вышестоящей организации или транспортно-экспедиционной организации.

Передача права на предъявление претензии и иска удостоверяется переуступочной надписью на документе.

173. К претензионному заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие претензию.

К претензии в отношении утраты, недостачи, порчи или повреждения груза, кроме документов, подтверждающих право на предъявление претензии, должен быть приложен документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза.

174. Претензии к железным дорогам могут быть предъявлены в течение шестимесячного срока, а претензии об уплате штрафов — в течение 45 дней.

Указанные сроки исчисляются:

а) со дня выдачи груза или багажа — по претензиям о возмещении за порчу, повреждение или недостачу груза или багажа;

б) по истечении 30 суток со дня окончания срока доставки — по претензиям о возмещении за утрату груза;

в) по истечении 4 месяцев со дня приема груза к перевозке — по претензиям о возмещении за утрату груза, возникшим из перевозок в прямом смешанном сообщении;

г) по истечении 10 суток после окончания срока доставки багажа — по претензиям о возмещении за утрату багажа;

д) со дня выдачи груза или багажа — по претензиям о просрочке в доставке груза или багажа;

е) по окончании пятидневного срока, установленного для уплаты штрафа, — по претензиям о взыскании штрафа за невыполнение плана перевозок;

ж) со дня получения заявителем претензии копии платежного требования (счета) железной дороги о начислении штрафа — по претензиям о возврате штрафа за простой вагонов и задержку контейнеров, взысканного в безакцептном порядке;

з) со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии, — во всех остальных случаях.

175. Железная дорога обязана рассмотреть заявленную претензию и уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении ее в следующие сроки со дня получения претензии:

а) в течение 3 месяцев- по претензиям, возникшим из перевозок в железнодорожном сообщении;

б) в течение 6 месяцев — по претензиям, возникшим из перевозок в прямом смешанном сообщении;

в) в течение 45 дней — по претензиям об уплате штрафов.

176. О результатах рассмотрения претензии железная дорога должна сообщить заявителю.

При частичном удовлетворении или отклонении железной дорогой претензии в уведомлении должно быть указано основание решения железной дороги со ссылкой на соответствующие статьи настоящего Устава. В этих случаях представленные при претензионном заявлении документы возвращаются заявителю.

Если при рассмотрении претензии будет установлено, что груз переадресован или выдан другому грузополучателю, то претензия возвращается железной дорогой заявителю с указанием, где, когда и кому именно выдан груз, и с указанием организации, по заявлению которой произведена переадресовка или выдача груза, для непосредственного расчета с фактическим грузополучателем или с организацией, по заявлению которой была произведена переадресовка или выдача груза.

177. Иски к железным дорогам, вытекающие из настоящего Устава, могут быть предъявлены только в случаях полного или частичного отказа железной дороги удовлетворить претензию либо неполучения от железной дороги ответа в течение сроков, указанных в статье 175.

Указанные иски предъявляются в соответствии с установленной подведомственностью или подсудностью в арбитраж или в суд по месту нахождения управления железной дороги, к которой была предъявлена претензия, в двухмесячный срок со дня получения ответа железной дороги или со дня истечения срока, установленного для ответа.

По претензиям на сумму до 100 рублей решение начальника железной дороги является окончательным.

178. Иски железных дорог к грузоотправителям, грузополучателям и пассажирам, вытекающие из настоящего Устава, могут быть предъявлены в соответствии с установленной подведомственностью или подсудностью в арбитраж или в суд в течение 6 месяцев.

Указанный шестимесячный срок исчисляется:

а) по взысканию штрафа за невыполнение плана перевозок — по окончании пятидневного срока, установленного для уплаты штрафа;

б) во всех остальных случаях — со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления иска.

179. На признанную сумму претензии или сумму, выплачиваемую по решениям арбитража или суда, железная дорога уплачивает 3 процента годовых.

Проценты начисляются по день перечисления или уплаты денег, начиная со дня предъявления претензии.

В таком же размере уплачивают проценты грузоотправители и грузополучатели по предъявленным к ним железной дорогой требованиям, возникшим из перевозки груза.

В этих случаях проценты начисляются со дня предъявления железной дорогой письменных требований об уплате соответствующих сумм по день уплаты.

По претензиям и искам о штрафах проценты не начисляются во всех случаях.