120. Железные дороги должны обеспечивать потребность населения в пассажирских перевозках, безопасность пассажиров при пользовании железнодорожным транспортом, необходимые удобства для пассажиров, культурное обслуживание их на вокзалах и в поездах, своевременную перевозку и сохранность багажа пассажиров.
Для этих целей железные дороги обязаны обеспечивать движение всех пассажирских поездов строго по расписанию. Пассажирские вагоны, вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в образцовом техническом состоянии и чистоте, обеспечивать выполнение заданного объема перевозок пассажиров.
На вокзалах и в пассажирских поездах, как правило, должна быть организована продажа продуктов питания пассажирам.
121. Поезда, предназначенные для перевозки пассажиров, делятся:
а) в зависимости от скорости движения — на скорые и пассажирские;
б) в зависимости от расстояния следования — на дальние, местные и пригородные.
122. В помещениях вокзалов должны быть вывешены для сведения пассажиров расписания отправления и прибытия пассажирских поездов, таблицы стоимости проезда пассажиров и перевозки багажа, объявления о времени работы билетных и багажных касс, о наличии свободных мест в поездах, о месте нахождения книги жалоб и предложений и указатели размещения вокзальных помещений.
123. По договору железнодорожной перевозки пассажира железная дорога обязуется перевезти пассажира и его багаж в пункт назначения, предоставив пассажиру место в поезде согласно купленному билету, а пассажир обязуется уплатить за проезд по установленному тарифу, а при сдаче багажа — и за провоз багажа.
Каждый пассажир обязан иметь билет на проезд в поезде. Железная дорога обязана обеспечить продажу пассажиру проездного билета до указанной им станции назначения, открытой для пассажирских операций.
Формы билетов и других проездных документов, порядок продажи их и пользования ими, срок их годности, а также правила проезда по железным дорогам устанавливаются Министерством путей сообщения.
124. Железная дорога обязана продлить срок годности железнодорожного проездного билета в следующих случаях:
а) при непредоставлении пассажиру места в поезде (кроме пригородного) — на время до отправления следующего поезда, в котором пассажиру будет предоставлено место;
б) при опоздании согласованных поездов в пунктах пересадки — на все время задержки транзитного пассажира до предоставления ему возможности продолжать поездку;
в) при болезни пассажира — на все время болезни;
г) при остановке пассажира в пути — на срок не более 10 суток.
125. На участках пригородного сообщения, помимо продажи билетов на одну поездку,должна производиться продажа:
а) обратных билетов, дающих пассажиру право проезда до станции назначения и обратно на станцию первоначального отправления в течение одних суток, не считая дня выдачи, а также общевыходных и праздничных дней;
б) абонементных именных билетов (без ограничения количества поездок в пределах срока их действия);
в) льготных абонементных именных билетов рабочим, служащим и учащимся на проезд от места жительства к месту работы или учебы и обратно по предъявлении документов (паспорта, студенческого или ученического билета и т.п.), подтверждающих местожительство, а также местонахождение предприятия, организации, учреждения или учебного заведения. При отсутствии в документах указанных сведений представляется справка с места работы или учебы с указанием в ней местожительства.
Пенсионерам льготные абонементные именные билеты продаются по предъявлении пенсионного удостоверения.
126. Продажа билетов должна производиться:
а) в кассах предварительной продажи — заблаговременно в пределах до 45 суток до отправления поездов;
б) в кассах станций формирования и оборота пассажирских поездов и беспересадочных вагонов — за 24 часа до отправления поезда;
в) на промежуточных станциях — с момента получения сведений о наличии свободных мест в поезде, но не позднее чем за один час до прибытия поезда.
Время продажи пассажирам билетов для проезда в пригородных поездах устанавливается распоряжением начальника станции с учетом расписания движения пригородных поездов.
В пунктах пересадки преимущественное право на получение имеющихся в продаже мест в соответствующем поезде предоставляется транзитным пассажирам.
127. Камеры хранения на железнодорожных вокзалах принимают от пассажиров ручную кладь независимо от наличия проездных документов.
Запрещается сдача и прием в камеры хранения легковоспламеняющихся и других опасных веществ.
Время работы камер хранения ручной клади устанавливается начальником станции в зависимости от расписания движения поездов и от местных условий.
128. Пассажир имеет право:
а) приобрести билет в любой поезд и любой вагон до названной им станции назначения, открытой для пассажирских операций, по кратчайшему направлению следования пассажирских поездов, с наименьшим числом пересадок или по маршруту, удобному по времени.
Групповые билеты для туристов и экскурсантов, имеющих туристские путевки, выдаются по любому маршруту;
б) провозить вместе с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не свыше 5 лет, если он не занимает отдельного места;
в) провозить с собой бесплатно ручную кладь не свыше 36 килограммов и дополнительно в пригородных поездах не свыше 50 килограммов за плату по багажному тарифу;
г) сдавать к перевозке багаж по проездному билету за плату по установленному тарифу;
д) делать остановку в пути с продлением срока годности билета не более чем на 10 суток;
е) продлить в случае болезни в пути срок годности билета на все время болезни (по предъявлении справки лечебного учреждения);
ж) изменить один раз в течение поездки маршрут, указанный в билете, не изменяя станции назначения;
з) занять в пути следования свободное место в вагоне более высокой категории с доплатой разницы в стоимости проезда;
и) выехать с поездом, отходящим ранее того поезда, на который взят билет, сделав на нем необходимую отметку в кассе станции;
к) при опоздании на поезд (кроме пригородного) вследствие болезни или несчастного случая в течение 3 суток с момента отправления поезда, на который был приобретен билет, возобновить без дополнительной оплаты проездные документы (кроме доплаты за спальное место) на другой поезд или получить обратно с разрешения начальника станции стоимость проезда, за вычетом стоимости спального места, а в остальных случаях при опоздании на поезд (кроме пригородного) в течение 3 часов с момента его отправления — с доплатой или соответственно за вычетом 25 процентов стоимости проезда;
л) при возврате проездных документов в кассу железнодорожной станции:
не позднее чем за 24 часа до отправления поезда получить полную стоимость проезда;
менее чем за 24 часа, но не позднее чем за 6 часов до отправления поезда, получить 90 процентов стоимости проезда;
менее чем за 6 часов до отправления поезда получить 75 процентов стоимости проезда.
При возврате проездных документов на обратный выезд в пунктах их приобретения или обратного отправления не позднее чем за 3 суток до отправления поезда пассажиру выплачивается полная стоимость проезда, а при возврате позднее этого срока, но до отправления поезда — 75 процентов стоимости проезда;
м) при прекращении поездки в пути следования получить обратно стоимость проезда (кроме стоимости спального места) за непроследованное расстояние.
Во всех случаях возврата проездных документов с пассажира взыскивается установленный Министерством путей сообщения сбор.
Возврат денег производится в порядке, устанавливаемом Министерством путей сообщения.
(в ред. — Постановления Совета Министров СССР от 15.12.86 N 1479)
128-1. Железные дороги осуществляют продажу билетов предприятиям, организациям и учреждениям по их предварительным заявкам для перевозки отдельных групп пассажиров.
При возврате предприятиями, организациями и учреждениями приобретенных ими по указанным заявкам проездных документов в кассу железнодорожной станции менее чем за 7 суток, но не позднее чем за 3 суток до отправления поезда, удерживается 10 процентов стоимости проезда, а при возврате проездных документов позднее чем за 3 суток до отправления поезда удерживается 20 процентов стоимости проезда.
Удержание сумм из стоимости проезда независимо от сроков возврата проездных документов (но до отправления поезда) не производится при отмене поезда, указанного в билете, или задержке его отправления из пункта начала следования пассажиров более чем на один час, при несостоявшейся отправке пассажиров из-за непредоставления им указанных в билете мест и несогласии воспользоваться другими местами, при болезни пассажира.
При прекращении поездки в пути следования в связи с перерывом движения поезда, не предусмотренным расписанием, возвращается стоимость проезда за непроследованное расстояние.
Прием от предприятий, организаций и учреждений заявок на продажу билетов для перевозки отдельных групп пассажиров, а также выплата стоимости возвращенных ими проездных документов осуществляются в порядке, устанавливаемом министерством путей сообщения.
(в ред. — Постановления Совета Министров СССР от 24.07.78 N 629)
129. В случае непредоставления места в вагоне согласно купленному билету железная дорога обязана предоставить пассажиру при его согласии место в другом вагоне, хотя бы и более высокой категории, без взимания доплаты. Если пассажиру предоставлено место, оплачиваемое ниже стоимости купленного билета, ему возвращается разница в стоимости проезда. При отказе пассажира от предложенной ему замены места железная дорога возвращает пассажиру стоимость проезда.
При невозможности предоставить место в этом же поезде железная дорога обязана по требованию пассажира предоставить ему соответствующее место в другом поезде.
130. Пассажиры обязаны соблюдать общественный порядок, правила пользования пассажирскими вагонами и вокзальными помещениями и бережно относиться к имуществу железнодорожного транспорта.
131. Железные дороги обязаны производить перевозку багажа во всех дальних и местных поездах, а также в почтово-багажных поездах и не менее чем в одной паре пригородных поездов в сутки на участках с развитым пригородным движением.
Железная дорога обязана по предъявлении пассажиром проездного билета принять к перевозке багаж и отправить его в том же поезде, в котором будет следовать пассажир.
Багаж пассажиров, следующих в поезде без багажного вагона или отделения, должен быть отправлен в первом поезде соответствующего назначения, в котором имеется багажный вагон, или в почтово-багажном поезде.
По заявлению пассажира багаж может быть отправлен по другому маршруту или в другом поезде, не указанном в билете. Багаж может быть сдан пассажиром не позднее чем за 20 минут до отправления поезда, с которым багаж должен быть отправлен.
В удостоверение приема багажа к перевозке пассажиру выдается багажная квитанция.
Пассажир может при сдаче багажа объявить его ценность с уплатой сбора согласно тарифу.
132. К перевозке багажом от пассажира принимаются такие вещи и предметы, которые по своим размерам, упаковке и свойствам могут быть без затруднений погружены и размещены в багажном вагоне и не могут причинить вреда багажу других пассажиров.
Перечень легковоспламеняющихся и других опасных грузов, запрещенных к перевозке багажом, устанавливается Правилами.
133. Срок доставки багажа определяется временем следования до станции назначения поезда, с которым был отправлен багаж (статья 131).
Если багаж следует по маршруту с перегрузкой в пути, то срок доставки багажа определяется временем следования по данному маршруту согласованных поездов с добавлением одних суток на каждую перегрузку.
134. Пассажир имеет право считать багаж утраченным и потребовать возмещения стоимости его, если багаж не прибудет на станцию назначения по истечении 10 суток после окончания срока доставки багажа.
135. Багаж выдается на станции назначения предъявителю багажной квитанции. Выдача багажа производится в течение всего времени, когда станция открыта для операций по пассажирским перевозкам. За хранение багажа взыскивается сбор.
136. Багаж, не востребованный в течение 30 дней, подлежит передаче местным торгующим организациям для продажи в порядке, устанавливаемом Правилами перевозок пассажиров и багажа.
Предъявитель багажной квитанции в течение шестимесячного срока с момента реализации багажа имеет право получить сумму, уплаченную железной дороге за переданный торгующим организациям невостребованный багаж за вычетом сумм, причитающихся железной дороге.
137. Железные дороги обязаны осуществлять почтовые перевозки как в специальных вагонах Министерства связи СССР, так и в вагонах железных дорог, включаемых в пассажирские, скорые и почтово-багажные поезда.
Перечень поездов, в которые включаются почтовые вагоны, устанавливается Министерством путей сообщения по согласованию с Министерством связи СССР.
Оплата почтовых перевозок производится по тарифам, утверждаемым Госпланом СССР<8>.
--------------------------------
<8> В настоящее время — Государственным комитетом СССР по ценам.
138. Железные дороги обязаны выделять в железнодорожных вокзалах помещения, предназначенные для обслуживания пассажиров почтовой, телеграфной и телефонной связью, для продажи периодической печати, а также для обработки и хранения почты.
Для обеспечения перевозки почты железные дороги обязаны предоставлять на крупных железнодорожных узлах для отделений перевозки почты Министерства связи СССР помещения с необходимыми сооружениями (тупики, тоннели, платформы и т. п.).
Железные дороги могут предоставлять помещения в железнодорожных вокзалах для обслуживания пассажиров междугородных и пригородных автобусных сообщений и продажи билетов на другие виды транспорта, если это не вызовет затруднений в обслуживании пассажиров железнодорожного транспорта.
139. При строительстве новых и переустройстве существующих вокзалов железные дороги обязаны предусматривать строительство помещений для обслуживания пассажиров средствами связи в объемах по согласованию с Министерством связи СССР, а при необходимости и для обслуживания пассажиров других видов транспорта — в объемах по согласованию с органами управления этими видами транспорта.
Строительство помещений для обслуживания пассажиров средствами связи производится за счет средств железных дорог.
Строительство помещений, специально предназначенных для отделений перевозки почты, вне основных зданий вокзалов, а также специальных тупиков, железнодорожных подъездных путей, тоннелей, сортировочных площадок, платформ и т. п., необходимых для обработки почты, производится транспортными строительными организациями за счет средств Министерства связи СССР и министерств связи союзных республик.
Участки для строительства этих помещений должны отводиться в непосредственной близости от зданий вокзалов, с обеспечением выхода на перрон.
140. Органы Министерства связи СССР обязаны содержать почтовые вагоны в исправном состоянии в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Союза ССР. Ремонт почтовых вагонов, принадлежащих Министерству связи СССР, производится за счет его средств Министерством путей сообщения в плановом порядке.
141. Порядок перевозки почты по железным дорогам устанавливается Министерством путей сообщения по согласованию с Министерством связи СССР.
142. Ответственность железных дорог за утрату, повреждение или задержку перевозимой почты определяется Уставом связи Союза ССР.