Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации

Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации в соответствии с основными положениями, установленными Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, конкретизирует правила:

Устав железных дорог союза сср — Раздел iii Планирование и организация перевозок грузов (часть 2)

Раздел iii Планирование и организация перевозок грузов (часть 2)

<1> В настоящее время предварительное извещение о запрещении погрузки в определенных направлениях адресуют Госснабу СССР, министерствам и другим заинтересованным организациям.

45. Погрузка грузов в вагоны и на автомобили, а также выгрузка из них производятся:

а) железной дорогой — на местах общего пользования, а также в случаях, предусмотренных отдельными постановлениями Совета Министров СССР;

б) грузоотправителем и грузополучателем — на местах необщего пользования, а также на местах общего пользования опасных и скоропортящихся грузов, сырых животных продуктов, тяжеловесных (свыше 0,5 тонны в одном месте) и негабаритных грузов, грузов, перевозимых наливом, насыпью и навалом, в специальном подвижном составе и в сопровождении проводников грузоотправителей или грузополучателей. Железные дороги при наличии соответствующих погрузочно-разгрузочных машин и приспособлений могут принимать на себя по договору с грузоотправителями или грузополучателями выполнение погрузочно-разгрузочных работ по указанным грузам (кроме грузов, перевозимых наливом, опасных, а также скоропортящихся, перевозимых с охлаждением, отоплением или утеплением).

При организации на станциях централизованного завоза и вывоза грузов автомобильным транспортом общего пользования погрузка и выгрузка на этих станциях всех грузов (кроме опасных и перевозимых наливом) производятся железной дорогой.

За погрузку и выгрузку грузов железная дорога взимает с грузоотправителя и грузополучателя сбор в размере, предусмотренном тарифом.

46. Железная дорога обязана подавать под погрузку вагоны и контейнеры исправные, годные для перевозки данного груза, очищенные от остатков груза и мусора, а в необходимых случаях — промытые и продезинфицированные.

Под налив должны подаваться цистерны и бункерные полувагоны, соответствующие роду наливаемого продукта (согласно Правилам).

Подготовка цистерн и бункерных полувагонов под налив производится железной дорогой или грузоотправителем за счет дороги (по соглашению).

Подготовка под налив специальных цистерн производится грузоотправителем.

Пригодность подвижного состава для перевозки данного груза в коммерческом отношении определяется:

вагонов — грузоотправителем, если погрузка производится его средствами, или железной дорогой, если погрузка производится средствами железной дороги;

контейнеров, цистерн и бункерных полувагонов — грузоотправителем.

47. Технические нормы загрузки вагонов и контейнеров устанавливаются Министерством путей сообщения исходя из необходимости максимального использования грузоподъемности или вместимости вагона (контейнера) и обеспечения сохранности грузов с учетом рациональных методов подготовки грузов к перевозке (прессовка, тарирование, разборка по узлам и т.п.) и размещения их в вагоне (контейнере).

Начальники железных дорог с разрешения Министерства путей сообщения могут устанавливать по согласованию с грузоотправителями местные технические нормы загрузки вагонов и контейнеров в зависимости от свойств и качества перевозимой продукции.

Грузоотправитель обязан загружать вагоны и контейнеры не ниже технических норм.

Погрузка грузов на открытый подвижной состав должна производиться до полного использования габарита подвижного состава, но не выше его грузоподъемности.

Перечень грузов, перевозка которых допускается на открытом подвижном составе, устанавливается Правилами.

Грузы, по которым технические нормы загрузки не установлены, должны грузиться до полного использования вместимости вагонов (контейнеров), но не выше их грузоподъемности.

В случае загрузки вагона (контейнера) сверх его грузоподъемности грузоотправитель обязан по требованию железной дороги выгрузить излишек груза.

Грузоотправитель обязан производить погрузку с соблюдением Правил и Технических условий.

48. Необходимые для погрузки и перевозки приспособления и материалы (козлы, стойки, прокладки, подкладки, проволока, брезент, веревка, щитовые ограждения и т.п.) должны заготовляться грузоотправителями.

Установка этих приспособлений и материалов при погрузке и снятие их при выгрузке производятся грузоотправителем, грузополучателем или железной дорогой в зависимости от того, чьими средствами производятся погрузка и выгрузка.

Об установленных приспособлениях грузоотправитель может указать в накладной.

Дверные заграждения (щиты) при перевозке насыпью зерновых грузов, семян масличных и бобовых культур, комбикормов, отрубей и навалом картофеля и овощей, стандартные металлические стяжки для увязки леса, а также решетки при перевозке животных предоставляются железной дорогой.

Установка щитов и решеток в вагоны, крепление их, обрешетка люков вагонов, а также увязка леса стандартными металлическими стяжками и другие дополнительные работы производятся грузоотправителем, который несет ответственность за правильность установки и крепления приспособлений.

Все приспособления, принадлежащие грузоотправителю, выдаются на станции назначения грузополучателю вместе с грузом.

49. Сроки погрузки и выгрузки грузов средствами грузоотправителей и грузополучателей на местах общего и необщего пользования устанавливаются Министерством путей сообщения:

а) при погрузке и выгрузке механизированным способом — расчетным путем с учетом применяемых средств механизации, устройств и сооружений, предназначенных для погрузки и выгрузки, и максимального использования их;

б) при погрузке и выгрузке немеханизированным способом — с учетом единых норм выработки.

Сроки погрузки и выгрузки грузов на промежуточных станциях могут устанавливаться с учетом организации маневровой работы на данном участке.

50. О времени подачи вагонов под погрузку и выгрузку средствами грузоотправителя или грузополучателя начальник станции обязан уведомить грузоотправителя или грузополучателя не позднее чем за 2 часа до подачи вагонов.

За задержку свыше 15 минут по вине железной дороги подачи вагонов под погрузку и выгрузку против сроков, предусмотренных договором на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути или договором на подачу и уборку вагонов, железная дорога уплачивает грузоотправителю или грузополучателю штраф в размере 60 копеек за вагон в час, но не более чем за 6 часов.

Размер штрафа, предусмотренный данной статьей, увеличен:

Постановлением Правительства РФ от 26.05.1992 N 347 в 15,6 раза;

Постановлением Правительства РФ от 24.01.1993 N 55 в 5,2 раза;

Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 95 в 9,7 раза;

Постановлением Правительства РФ от 28.04.1995 N 433 в 9,6 раза.

Задержка свыше 15 минут принимается за полный час.

Если грузополучатель, уведомленный о подаче вагонов, не произведет выгрузки в установленный срок, железная дорога может выгрузить груз своими средствами за счет грузополучателя.

(в ред. — Постановлений Совета Министров СССР от 26.04.79 N 380; от 15.07.91 N 362)

51. Грузополучатель обязан полностью выгрузить груз из вагона (цистерны) и контейнера.

Лица, виновные в оставлении груза в вагоне (цистерне) после выгрузки (слива), несут в установленном порядке дисциплинарную, материальную или уголовную ответственность.

После выгрузки груза вагоны и контейнеры должны быть очищены как с внутренней, так и с наружной стороны.

Очистка вагонов после выгрузки производится грузополучателем, если выгрузка производилась его средствами, или железной дорогой, если выгрузка производилась средствами железной дороги.

Очистка контейнеров производится во всех случаях грузополучателем.

Очистка, промывка и в необходимых случаях дезинфекция вагонов после перевозки животных, птицы, сырых животных продуктов и скоропортящихся грузов производятся средствами железной дороги за счет грузополучателя.

Промывка вагонов после выгрузки средствами грузополучателя зловонных и загрязняющих вагоны грузов производится грузополучателем или железной дорогой за счет грузополучателя. Перечень таких грузов устанавливается Министерством путей сообщения.

Очистка наружной поверхности цистерн и бункерных полувагонов от загрязнения после налива и слива производится соответственно грузоотправителем или грузополучателем.

Слив продуктов из цистерн и бункерных полувагонов должен производиться полностью (за исключением случаев, когда государственными стандартами допускается наличие остатков) с удалением вязких продуктов с внутренней поверхности котла и бункера.

По соглашению между грузоотправителем и грузополучателем очистка внутренней поверхности специальных цистерн после слива может не производиться.

Железная дорога имеет право не принять не очищенные грузополучателем после выгрузки или слива вагоны (крытые вагоны, полувагоны, платформы, цистерны, бункерные полувагоны и др.) и контейнеры впредь до очистки их и взыскать с грузополучателя штраф за простой вагонов и задержку контейнеров (статьи 156, 157).

Размер штрафа, предусмотренный данной статьей, увеличен:

Постановлением Правительства РФ от 26.05.1992 N 347 в 15,6 раза;

Постановлением Правительства РФ от 24.01.1993 N 55 в 5,2 раза;

Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 95 в 9,7 раза;

Постановлением Правительства РФ от 28.04.1995 N 433 в 9,6 раза.

Грузополучатель уплачивает также штраф за простой цистерн и бункерных полувагонов под очисткой на промывочно-пропарочных станциях железных дорог в случае обнаружения в цистернах и бункерных полувагонах остатков продуктов сверх допускаемых норм.

52. При возникновении затруднений на станции в связи с несвоевременной выгрузкой грузов и вывозом их грузополучателями начальник отделения дороги имеет право увеличивать плату за хранение выгруженных грузов до пятикратного размера, а штраф за простой вагонов, задержанных свыше 24 часов сверх установленных сроков на станции или железнодорожном подъездном пути, до двукратного размера.

Повышенные плата за хранение и штраф за простой вагонов вводятся по истечении 24 часов после того, как будет вывешено об этом объявление на станции.

53. При сдаче грузоотправителем и приеме железной дорогой грузов, перевозимых навалом, насыпью, наливом и в контейнерах, должен быть определен и указан в накладной их вес.

Тарные и штучные грузы перевозятся с указанием в накладной веса и количества грузовых мест.

Вес тарных и штучных грузов определяется до предъявления их к перевозке и указывается на грузовых местах.

Грузы, перевозимые насыпью, навалом и наливом, а также другие грузы, взвешивание которых на товарных весах невозможно, взвешиваются на вагонных весах.

Перечень грузов, которые могут перевозиться насыпью и навалом, устанавливается Правилами.

Общий вес груза определяется взвешиванием на весах или подсчетом веса на грузовых местах по трафарету или по стандарту. Для отдельных грузов вес может определяться расчетным путем, по обмеру или условно (нефтепродукты в цистернах, лесные грузы и т.п.).

О способе определения веса грузоотправитель обязан указать в накладной.

54. Определение веса грузов производится:

а) железной дорогой — при погрузке на местах общего пользования;

б) грузоотправителем — при погрузке на местах необщего пользования.

Определение веса груза по трафарету, по стандарту, расчетным путем, по обмеру или условно во всех случаях производится грузоотправителем.

Вес зерновых хлебных грузов, семян масличных и бобовых культур, отрубей и комбикормов, перевозимых насыпью, определяется на весах весовщиком грузоотправителя и удостоверяется его подписью в накладной; при отсутствии вагонных или элеваторных весов у грузоотправителя определение веса производится на вагонных весах станции отправления весовщиком железной дороги<2> совместно с весовщиком грузоотправителя и удостоверяется их подписями в накладной.

За взвешивание груза железной дорогой с грузоотправителя взимается сбор в размере, предусмотренном тарифом.

--------------------------------

<2> В настоящее время — приемосдатчиком железной дороги.

55. Загруженные крытые вагоны (в том числе изотермические) и цистерны должны быть опломбированы:

а) пломбами железной дороги, когда груз погружен железной дорогой;

б) пломбами грузоотправителя, когда груз погружен грузоотправителем.

Перечень грузов, допускаемых к перевозке в вагонах без пломб, технические условия изготовления пломб, а также порядок пломбирования вагонов и контейнеров (статья 67) устанавливаются Правилами.

Пломбы, пломбировочные тиски, а также бечева или проволока для пломбирования вагонов и контейнеров предоставляются железной дорогой грузоотправителям за плату по себестоимости.

56. Прием мелких отправок от грузоотправителей через склады станций производится в соответствии с календарным расписанием погрузки по направлениям. Расписание приема мелких отправок по дням и направлениям, установленное для данной станции, должно быть объявлено грузоотправителям. Домашние вещи принимаются к перевозке в день предъявления.

Грузоотправители могут отправлять грузы мелкими отправками в отдельных вагонах (сборных) в счет предоставленных им плановых норм. В этих случаях вагоны должны загружаться мелкими отправками в соответствии с планом формирования сборных вагонов и установленными нормами их загрузки.

57. Железные дороги обязаны доставлять грузы по назначению в установленные сроки.

Сроки доставки грузов и правила исчисления сроков доставки грузов утверждаются Министерством путей сообщения по согласованию с Советом народного хозяйства СССР<3>.

Исчисление срока доставки начинается с 24 часов дня приема груза к перевозке.

При приеме груза к перевозке ранее назначенного дня погрузки срок доставки его исчисляется с 24 часов дня, в который этот груз должен быть погружен.

Груз считается доставленным в срок, если на станции назначения он выгружен средствами железной дороги или если вагон (контейнер) с грузом подан под выгрузку средствами грузополучателя до истечения установленного срока доставки.

При задержке подачи вагонов (контейнеров) под выгрузку вследствие занятости фронта выгрузки или по другим причинам, зависящим от грузополучателя, груз считается доставленным в срок, если он прибыл на станцию назначения до истечения установленного срока доставки.

--------------------------------

<3> В настоящее время сроки доставки грузов и правила их исчисления утверждает МПС по согласованию с Госпланом СССР и Госснабом СССР.

58. Железная дорога обязана уведомить грузополучателя о прибывшем в его адрес грузе в день прибытия груза и, во всяком случае, не позднее 12 часов следующего дня. Порядок и способы уведомления устанавливаются начальником станции. Грузополучатель может указать способ уведомления его о прибытии груза.

Если железная дорога не уведомит грузополучателя о прибытии груза, то он не несет ответственности за простой вагонов и контейнеров и освобождается от уплаты сбора за хранение груза до посылки уведомления о прибытии груза.

59. Грузоотправителю предоставляется право изменить указанного в накладной грузополучателя без изменения станции назначения.

Заявление об изменении грузополучателя подается начальнику станции отправления с приложением грузовой квитанции. При невозможности представить грузовую квитанцию грузоотправитель должен представить копию письменного или телеграфного уведомления в адрес первоначального грузополучателя о таком изменении.

Железная дорога выполняет распоряжение грузоотправителя только в том случае, если груз еще не выдан грузополучателю.

60. Железная дорога может в исключительных случаях по заявлению грузоотправителя, грузополучателя или министерства, ведомства, совнархоза, в систему которого входит грузополучатель, изменить станцию назначения груза, принятого к перевозке (переадресовать груз).

Повторная переадресовка и переадресовка грузов в обратных направлениях не допускаются.

61. Во всех случаях изменения грузополучателя или станции назначения груза организация, по заявлению которой произведено такое изменение, является ответственной перед первоначальным адресатом за последствия этого изменения и обязана урегулировать расчеты между грузоотправителем, первоначальным адресатом и фактическим грузополучателем.

62. Грузополучатель обязан принять и вывезти со станции груз, прибывший в его адрес. Сроки вывоза и порядок хранения грузов устанавливаются Правилами.

Прибывшие грузы хранятся на станции назначения бесплатно в течение 24 часов. Этот срок исчисляется с 24 часов дня выгрузки груза или контейнера средствами железной дороги или с 24 часов дня подачи вагона под выгрузку средствами грузополучателя. За хранение груза на станции сверх указанного срока взыскивается сбор в размере, предусмотренном тарифом.

Должностные лица, виновные в несвоевременном вывозе грузов со станции, несут в установленном порядке дисциплинарную, материальную или уголовную ответственность.

63. В случае прибытия груза, поставка которого не предусмотрена планом (договором, заказом, нарядом), грузополучатель обязан принять такой груз от станции на ответственное хранение.

Грузополучатель может отказаться от принятия груза лишь в том случае, когда качество груза вследствие порчи или повреждения изменилось настолько, что исключается возможность полного или частичного использования груза.

Ответственность за порчу и повреждение груза, происшедшие вследствие несвоевременной выгрузки и вывоза груза грузополучателем, а также задержки вагонов на подъездных путях и станциях по причинам, зависящим от грузополучателя, несет грузополучатель.

64. Грузы выдаются на станции назначения грузополучателю, указанному в накладной, после внесения всех причитающихся железной дороге платежей.

Грузополучатель расписывается в дорожной ведомости в получении груза.

В случае, когда железная дорога не имеет возможности выдать груз грузополучателю, указанному в накладной, железная дорога поступает с грузом по указанию грузоотправителя, который обязан дать такое указание в трехсуточный срок со дня вручения ему уведомления.

65. На станции назначения железная дорога обязана проверить вес, количество мест и состояние груза в случаях:

прибытия груза в неисправном вагоне, а также в вагоне с поврежденными пломбами или пломбами попутных станций;

прибытия груза с признаками недостачи, порчи или повреждения при перевозке на открытом подвижном составе или в крытых вагонах без пломб, когда такая перевозка предусмотрена Правилами;

прибытия скоропортящегося груза с нарушением срока доставки этого груза или с нарушением установленного порядка льдосолеснабжения изотермических вагонов;

прибытия груза, погруженного железной дорогой, в исправных вагонах с неповрежденными пломбами станции отправления, а также без признаков недостачи, порчи или повреждения при перевозке на открытом подвижном составе или в крытых вагонах без пломб, когда такая перевозка предусмотрена Правилами;

сдачи груза автотранспортной организации при осуществлении ею централизованного вывоза груза со станции железной дороги;

выдачи с мест общего пользования грузов, выгруженных железной дорогой.

В указанных выше случаях тарные и штучные грузы выдаются железной дорогой с проверкой веса и состояния груза только в поврежденных местах. При обнаружении повреждения тары или других обстоятельств, могущих влиять на состояние груза, железная дорога обязана произвести проверку груза в поврежденных местах по фактурам и счетам со вскрытием поврежденных мест.

Выдача грузов, погруженных средствами грузоотправителя и прибывших в исправных вагонах с неповрежденными пломбами грузоотправителя, а также без признаков недостачи, порчи или повреждения на открытом подвижном составе или в крытых вагонах без пломб, когда такая перевозка предусмотрена Правилами, производится железной дорогой в следующем порядке:

зерновых хлебных грузов, семян масличных и бобовых культур, комбикормов и отрубей, перевозимых насыпью, а также мяса и мясопродуктов, перевозимых без упаковки,- с обязательной проверкой веса;

других грузов, перевозимых навалом и насыпью,- с проверкой веса по требованию грузополучателя в пределах, предусмотренных Правилами. При отсутствии вагонных весов у грузополучателя и на станции назначения грузы, перевозимые навалом и насыпью, прибывшие без признаков недостачи, выдаются без проверки веса;

тарных и штучных грузов, а также грузов, вес которых определен расчетным путем, по обмеру или условно,- без проверки количества мест, состояния и веса груза;

муки и крупы, перевозимых в мешках со стандартным весом,- с проверкой количества мест<4>.

Вес груза считается правильным, если разница в весе груза, определенном на станции отправления, по сравнению с весом, оказавшимся на станции назначения, не превышает норм расхождения в показании весов или норм точности взвешивания грузов, установленных Государственным комитетом СССР по стандартам, и норм естественной убыли веса данного груза, утвержденных в установленном порядке.

За проверку веса и состояния груза по требованию грузополучателя железная дорога взимает сбор в порядке и размерах, предусмотренных тарифом.

(в ред. — Постановления Совета Министров СССР от 22.07.69 N 571)

--------------------------------

<4> Порядок выдачи грузов на станции назначения, предусмотренный статьей 65 для муки и крупы, перевозимых в мешках со стандартным весом, распространен постановлением Совета Министров СССР от 26 октября 1964 г. N 881 (СП СССР, 1964, N 21, ст. 130) на сахар, перевозимый по железным дорогам в мешках со стандартным весом, а распоряжением Совета Министров СССР от 13 июня 1964 г. N 1155 — на семена кукурузы, перевозимые в мешках со стандартным весом.

66. Если при проверке веса, количества мест или состояния груза на станции назначения будет обнаружена недостача, порча или повреждение груза или если эти обстоятельства установлены коммерческим актом, составленным в пути следования, станция назначения обязана определить размер фактической недостачи, порчи или повреждения груза.

При необходимости производства экспертизы железная дорога по своей инициативе или по требованию грузополучателя приглашает экспертов или соответствующих специалистов.

67. Железные дороги обязаны осуществлять широкое развитие перевозок грузов в контейнерах и на поддонах.

Для перевозки грузов применяются универсальные и специальные контейнеры.

Абзац третий ст. 67 признан утратившим силу (Постановление Совмина СССР от 26.09.1990 N 971).

Универсальные контейнеры находятся в ведении железных дорог.

Специальные контейнеры принадлежат грузоотправителям и грузополучателям и применяются для грузов, требующих особых условий перевозок.

Погрузка грузов в контейнеры и выгрузка из них производятся грузоотправителями и грузополучателями.

Погрузка контейнеров на железнодорожные платформы и автомобили и выгрузка с платформ и автомобилей производятся:

а) железными дорогами — на местах общего пользования;

б) грузоотправителями и грузополучателями — на местах необщего пользования.

Универсальные и специальные контейнеры по размерам и грузоподъемности должны отвечать требованиям государственных стандартов.

Грузы в контейнерах принимаются железными дорогами к перевозке за весом и пломбами грузоотправителей. Домашние вещи перевозятся в контейнерах с пломбами железной дороги.

Грузы, прибывшие в исправном контейнере с неповрежденными пломбами грузоотправителя, выдаются грузополучателю без проверки их веса, состояния и количества мест.

68. Железные дороги могут осуществлять транспортно-экспедиционное обслуживание предприятий, организаций, учреждений и граждан, пользующихся железнодорожным транспортом, и создавать для этих целей в установленном порядке транспортно-экспедиционные организации, содержащиеся за счет платежей, поступающих за производимые ими операции.

Автотранспортные предприятия органов управления автомобильным транспортом союзных республик и исполкомов Советов народных депутатов, осуществляющие транспортно-экспедиционное обслуживание грузоотправителей и грузополучателей, пользуются правами и несут обязанности и ответственность, предусмотренные настоящим Уставом для грузоотправителей и грузополучателей.

69. Перевозка грузов по железнодорожным линиям узкой колеи, а также со станций железных дорог широкой колеи на станции железных дорог узкой колеи и в обратном направлении производится в порядке, устанавливаемом Правилами.

Планы перевозок грузов по железнодорожным линиям узкой колеи, без выхода на станции железных дорог широкой колеи, утверждаются начальниками железных дорог.

70. Тарифы и сборы за перевозку грузов, пассажиров и багажа по железнодорожным линиям широкой и узкой колеи, входящим в общую сеть железных дорог СССР и принятым в постоянную эксплуатацию, утверждаются Госпланом СССР<5>, за исключением случаев, предусмотренных статьями 71, 72, 73.

Правила исчисления тарифных расстояний, провозных платежей и штрафов утверждаются Министерством путей сообщения.

--------------------------------

<5> В настоящее время — Государственным комитетом СССР по ценам.

71. Министерство путей сообщения по согласованию с Госпланом СССР<6>:

а) утверждает сборы за операции, связанные с перевозкой грузов (хранение и взвешивание грузов,подача вагонов на железнодорожные подъездные пути, погрузочно-разгрузочные работы и др.);

б) вносит частичные изменения и дополнения в действующие исключительные повышенные и пониженные тарифы;

в) устанавливает порядок расчета за перевозку в отдельных направлениях за фактически пройденное грузом расстояние (статья 41).

--------------------------------

<6> В настоящее время — Государственным комитетом СССР по ценам.

72. Министерство путей сообщения утверждает:

а) тарифы и сборы за перевозку грузов, пассажиров и багажа по линиям, входящим в общую сеть железных дорог СССР, но не имеющим примыкания к ней;

б) исключительные пониженные тарифы на перевозку грузов в устойчивых направлениях движения порожних вагонов и контейнеров;

в) комиссионные сборы и сборы за не обязательные для железных дорог операции, кроме указанных в пункте "д" статьи 73, а также сбор за хранение багажа.

Тарифы и сборы за перевозку грузов, пассажиров и багажа по строящимся линиям, открытым для временной эксплуатации, утверждаются министерством транспортного строительства.

(в ред. — Постановления Совета Министров СССР от 29.12.89 N 1172)

73. Начальник железной дороги утверждает:

а) тарифы на перевозку грузов и пассажиров на всех железнодорожных ветках, не включенных в общую сеть железных дорог СССР;

б) исключительные пониженные (со скидкой до 25 процентов от общих тарифов) тарифы на перевозку грузов в местном сообщении в устойчивых направлениях движения порожних вагонов и контейнеров;

в) тарифы на переправу грузов и пассажиров через реки между станциями железных дорог;

г) ставки сборов с грузополучателей за очистку, промывку и дезинфекцию вагонов средствами железных дорог в случаях, предусмотренных статьей 51, а также за очистку и промывку средствами железных дорог вагонов после выгрузки в других случаях, когда согласно Правилам требуются специальная очистка и промывка вагонов. Ставки этих сборов устанавливаются исходя из себестоимости производимых работ;

д) ставки сборов за следующие операции, не обязательные для железных дорог: за хранение скоропортящихся продуктов на льдозаводах железных дорог, за хранение грузов, не предназначенных к перевозке по железным дорогам, за занятие бункеров грузами сверх установленных сроков, а также за дополнительные услуги, оказываемые пассажирам;

е) тарифы на перевозку грузов в пределах подъездных путей, принадлежащих железным дорогам, без выхода на пути станций, — по согласованию с министерствами, ведомствами.

74. Тарифы на перевозку и сборы, утвержденные Госпланом СССР<7> и Министерством путей сообщения, штрафы, а также правила их исчисления публикуются в Сборнике правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта СССР, а тарифы и сборы, утвержденные начальниками железных дорог, — в местной печати, с обязательным указанием срока ввода в действие или периода действия.

--------------------------------

<7> В настоящее время — Государственным комитетом СССР по ценам.

75. Все причитающиеся железной дороге платежи за перевозку груза вносятся на станции отправления наличными деньгами, чеками Государственного банка СССР или платежными поручениями, акцептованными банком. Порядок оплаты чеками устанавливается Министерством путей сообщения по согласованию с Государственным банком СССР.

В случае невнесения грузоотправителем платежей при сдаче груза к перевозке отправление груза железной дорогой может быть задержано до внесения платежей.

Окончательные расчеты между железными дорогами и грузополучателями по перевозкам производятся на станции назначения. После выдачи груза переборы и недоборы по провозной плате и сборам грузоотправителям и грузополучателям — предприятиям, организациям, учреждениям, а также железной дороге не возмещаются.

Министерством путей сообщения по согласованию с Государственным банком СССР может устанавливаться иной порядок расчетов за перевозки.

(в ред. — Постановления Совета Министров СССР от 30.07.88 N 929)

76. В случаях, когда железная дорога не имеет возможности доставить груз или выдать его грузополучателю, она обязана передать этот груз другой организации в порядке, устанавливаемом Правилами.

Оценка грузов, передаваемых другим организациям, производится комиссией в составе представителя железной дороги, представителя организации, которой передается груз, и представителей органов Министерства финансов и Министерства торговли союзной республики. Об оценке груза составляется акт.

77. Сумма, полученная железной дорогой за переданный другой организации груз, за вычетом сумм, причитающихся железной дороге, перечисляется:

а) грузополучателю, указанному в накладной, — в случае оплаты им стоимости груза;

б) грузоотправителю — во всех остальных случаях.

При невозможности перечислить указанную сумму грузополучателю или грузоотправителю эта сумма по истечении срока, установленного на предъявление претензии за недоставленные по назначению грузы, поступает в доход союзного бюджета.

В случае последующего возмещения грузоотправителю или грузополучателю в претензионном или исковом порядке суммы стоимости переданного другой организации груза, которая уже перечислена в доход союзного бюджета, железная дорога уплачивает эту сумму за счет очередных перечислений в союзный бюджет.

Сумма, полученная железной дорогой за переданный бездокументный груз, перечисляется в доход Министерства путей сообщения на покрытие сумм, выплаченных по претензиям за не прибывшие по назначению грузы.

78. Министерством путей сообщения совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами — грузоотправителями и грузополучателями в исключительных случаях, когда вследствие особых обстоятельств перевозка отдельных грузов не может быть осуществлена на основании действующих правил, может устанавливаться порядок перевозки данного груза на особых условиях, не предусмотренных настоящим Уставом.