Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации

Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации в соответствии с основными положениями, установленными Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, конкретизирует правила:

Устав железных дорог союза сср — Раздел iii Планирование и организация перевозок грузов (часть 1)

Раздел iii Планирование и организация перевозок грузов (часть 1)

18. Перевозки грузов железнодорожным транспортом осуществляются по годовым планам, с распределением по кварталам, и по квартальным планам, с распределением по месяцам.

Планы перевозок грузов железнодорожным транспортом разрабатываются на основе планов промышленного и сельскохозяйственного производства, капитального строительства, заготовок сельскохозяйственных продуктов, материально-технического снабжения, товарооборота и обосновываются экономическими расчетами.

Предприятия, организации, учреждения, министерства и ведомства — грузоотправители при составлении планов производства, капитального строительства, заготовок сельскохозяйственных продуктов, материально-технического снабжения и товарооборота обязаны учитывать необходимость сокращения дальности перевозок и снижения транспортных издержек.

Порядок и сроки составления планов перевозок грузов железнодорожным транспортом устанавливаются Основными положениями о годовом и квартальном планировании перевозок грузов, утверждаемыми Советом Министров СССР, и издаваемыми в их развитие Правилами планирования перевозок грузов, утверждаемыми Министерством путей сообщения по согласованию с Госпланом СССР.

Предприятия, организации, учреждения, министерства и ведомства — грузоотправители, Министерство путей сообщения и железные дороги обязаны строго соблюдать плановую дисциплину и государственные интересы при составлении и выполнении планов перевозок в целом по сети железных дорог СССР, по каждой железной дороге, отделению дороги, станции и по каждому грузоотправителю.

Грузоотправители и грузополучатели обязаны не допускать завышенных заявок на перевозку грузов, своевременно и ритмично предъявлять грузы к погрузке в размерах, предусмотренных планом, и осуществлять погрузку и выгрузку в установленные сроки.

Железные дороги обязаны обеспечивать своевременную и ритмичную подачу вагонов по всем пунктам погрузки и выгрузки в соответствии с планом перевозок.

(в ред. — Постановления Совета Министров СССР от 20.09.72 N 688)

19. Годовые, с распределением по кварталам, планы перевозок грузов железнодорожным транспортом составляются по общему объему (в тоннах), с выделением перевозок грузов по установленной номенклатуре, и утверждаются в установленном порядке.

Министерства и ведомства СССР и госпланы союзных республик в установленный срок после получения от Министерства путей сообщения утвержденных годовых планов перевозок грузов сообщают соответственно союзно-республиканским министерствам и ведомствам союзных республик, республиканским министерствам и ведомствам, а также предприятиям, организациям и учреждениям союзного подчинения утвержденные для них годовые, с распределением по кварталам, планы перевозок грузов по установленной номенклатуре

(в ред. — Постановления Совета Министров СССР от 20.09.72 N 688)

20. Годовые планы перевозок грузов по каждой железной дороге отправления в целом и по родам грузов (по установленной номенклатуре) составляются на основании годового плана перевозок грузов железнодорожным транспортом и утверждаются Министром путей сообщения.

(в ред. — Постановления Совета Министров СССР от 20.09.72 N 688)

21. Квартальные, с распределением по месяцам, планы перевозок грузов в целом по железнодорожному транспорту, согласованные в установленном порядке, а также квартальные планы перевозок грузов по отдельным железным дорогам утверждаются Министерством путей сообщения.

Квартальное, с распределением по месяцам, планирование перевозок грузов железнодорожным транспортом осуществляется по установленной номенклатуре в централизованном порядке Министерством путей сообщения и на местах управления железных дорог.

В квартальных планах предусматриваются размеры среднесуточной погрузки на квартал, с распределением по месяцам и родам грузов в тоннах и вагонах, а также задания по перевозке грузов маршрутами.

Перевозка овощей, картофеля, фруктов и других сельскохозяйственных продуктов, отгружаемых заготовительными организациями и организациями потребительской кооперации, производится по плану, а также по предъявлению без ограничения, по заявкам, представляемым за пять дней до начала погрузки.

Продовольственные и промышленные товары народного потребления, отгружаемые мелкими партиями, а также повагонными отправками из государственного резерва, принимаются к перевозке по предъявлению.

(в ред. — Постановления Совета Министров СССР от 20.09.72 N 688)

22. Грузоотправители в установленные сроки представляют (в трех экземплярах) в управления железных дорог на утвержденные объемы перевозок развернутые месячные планы перевозок грузов по установленной номенклатуре, с распределением по родам грузов, станциям отправления и железным дорогам назначения, а по грузам, перевозимым в пределах железной дороги отправления, — с распределением по станциям назначения. Эти планы составляются грузоотправителями в тоннах и вагонах на основе статических нагрузок, разрабатываемых с участием соответствующих союзглавснабсбытов при Госснабе СССР, министерств и ведомств СССР — грузоотправителей и устанавливаемых Министерством путей сообщения.

Одновременно представляются планы перевозок грузов маршрутами, с указанием станций назначения или станций распыления маршрута. При непредставлении грузоотправителем плана перевозок грузов маршрутами или представлении плана в заниженных по сравнению с заданиями квартального плана размерах обязательное для грузоотправителя количество маршрутов устанавливает начальник железной дороги, исходя из развернутого плана перевозок.

Род подвижного состава определяется в соответствии с правилами.

Форма развернутого плана перевозок грузов и порядок ее заполнения утверждаются Министерством путей сообщения.

(в ред. — Постановления Совета Министров СССР от 20.09.72 N 688)

23. В месячных планах перевозок предусматривается перевозка грузов маршрутами, организуемыми как грузоотправителями (отправительские маршруты), так и железными дорогами путем объединения групп вагонов одного направления в маршрутные поезда в соответствии с планом формирования поездов.

Грузоотправители обязаны предъявлять к перевозке каменный уголь, кокс, руду, нефть, зерновые хлебные грузы, лес, минеральные строительные материалы и другие массовые грузы, как правило, отправительскими маршрутами.

Порядок организации перевозок грузов маршрутами устанавливается Правилами.

24. В целях сокращения транспортных затрат в народном хозяйстве, а также рационального использования различных видов транспорта, устранения встречных, излишне дальних, повторных и других нерациональных перевозок планирование перевозок грузов осуществляется в соответствии со схемами нормальных направлений грузопотоков.

Схемы нормальных направлений грузопотоков разрабатываются и утверждаются в установленном порядке и являются обязательными для грузоотправителей и железных дорог.

(в ред. — Постановления Совета Министров СССР от 20.09.72 N 688)

25. Предприятия, организации, учреждения, министерства и ведомства — грузоотправители обязаны при планировании перевозок не допускать нерационального использования транспортных средств, в частности:

встречных перевозок, то есть перевозок грузов в направлениях, встречных основному потоку однородных (взаимозаменяемых) грузов;

излишне дальних перевозок, то есть перевозок грузов за пределы зон, установленных схемами нормальных направлений грузопотоков;

перевозок, которые целесообразнее осуществить водным, автомобильным, трубопроводным транспортом или в смешанном сообщении;

повторных перевозок однородных (взаимозаменяемых) грузов, за исключением перевозок таких грузов с баз длительного хранения, с баз подгруппировки или с предприятий, выполняющих эти функции. В отдельных случаях повторные перевозки могут допускаться с разрешения начальника железной дороги.

Министерства и ведомства — грузоотправители для устранения встречных и других нерациональных перевозок обязаны в необходимых случаях производить обмен однородной (взаимозаменяемой) продукции.

Способы транспортировки грузов на короткие расстояния должны определяться на местах планирующими организациями и органами транспорта в каждом отдельном случае с учетом экономической целесообразности и фактической возможности использования данного вида транспорта.

(в ред. — Постановления Совета Министров СССР от 20.09.72 N 688)

26. Министерство путей сообщения и начальники железных дорог обязаны проверять заявки на перевозку грузов и развернутые планы перевозок и исключать из них нерациональные перевозки, с уведомлением об этом в сроки, устанавливаемые Правилами планирования перевозок грузов предприятий, организаций, учреждений, министерств, ведомств — грузоотправителей, представивших заявки и планы.

(в ред. — Постановления Совета Министров СССР от 20.09.72 N 688)

27. Должностные лица, виновные в систематическом представлении завышенных заявок на перевозку грузов и в непредъявлении к погрузке грузов, предусмотренных планом, несут в установленном порядке дисциплинарную или материальную ответственность.

28. Начальник отделения дороги до наступления планового месяца устанавливает по согласованию с грузоотправителями порядок выполнения плана, обеспечивающий равномерность и ритмичность погрузки по отделению дороги в течение месяца и суток, а также укрупнение перевозок и выполнение заданий по перевозкам грузов отправительскими маршрутами. Согласованный порядок выполнения плана заносится в учетную карточку.

Грузоотправитель за 3 дня до наступления декады обязан подать начальнику отделения дороги через начальника станции заявку на погрузку с календарным расписанием размеров погрузки по дням декады. Начальником отделения дороги совместно с грузоотправителем может быть установлен порядок подачи заявок на более длительный период.

Начальник станции за сутки до наступления декады уведомляет каждого грузоотправителя о размерах подачи вагонов по дням декады по родам грузов и железным дорогам назначения.

29. Выполнение плана перевозок учитывается в учетной карточке. Форма и правила составления учетной карточки утверждаются Министерством путей сообщения.

Учетная карточка подписывается начальником станции и грузоотправителем по окончании каждых отчетных суток.

30. Железные дороги в случае неподачи по их вине перевозочных средств для выполнения месячного плана перевозок грузов обязаны по требованию грузоотправителя выделить перевозочные средства для восполнения недогруза в течение следующего месяца данного квартала.

Перевозочные средства, не поданные в последнем месяце квартала, должны быть выделены в первом месяце следующего квартала.

Порядок восполнения недогрузов, допущенных по вине железной дороги, устанавливается: по грузам, перевозка которых планируется в прямом железнодорожном сообщении,- железной дорогой по согласованию с грузоотправителями; по грузам, перевозка которых планируется в смешанном железнодорожно-водном сообщении и на экспорт,- Министерством путей сообщения по согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами. При нарушении согласованного порядка железная дорога за неподачу перевозочных средств и грузоотправитель за непредъявление грузов к перевозке несут ответственность, установленную за невыполнение плана перевозок.

(в ред. — Постановления Совета Министров СССР от 20.09.72 N 688)

31. Начальник отделения дороги по согласованию с грузоотправителем может сгущать подачу вагонов и контейнеров под погрузку для создания маршрутов и укрупнения перевозок, а также для восполнения недогрузов. Таким же правом пользуется начальник станции с согласия начальника отделения дороги.

(в ред. — Постановления Совета Министров СССР от 05.10.86 N 1177)

32. По грузам, перевозка которых планируется в тоннах и вагонах, при выполнении грузоотправителем плана погрузки в тоннах, оставшиеся незагруженными вагоны не считаются недогрузом и в случаях, предусмотренных Правилами, засчитываются в счет подачи вагонов по плану на следующие сутки.

33. Начальник железной дороги и начальник отделения дороги имеют право разрешать погрузку грузов сверх плана или вне плана без ущерба для выполнения плана и при условии выполнения заданий Министерства путей сообщения по сдаче порожних вагонов и контейнеров на другие дороги и отделения дороги.

Для погрузки груза сверх плана или вне плана грузоотправитель обязан представить начальнику железной дороги или начальнику отделения дороги заявку не позднее чем за 5 дней до наступления дня погрузки. Такие заявки могут представляться через начальника станции.

В случае, когда не имеется возможности осуществить сверхплановую или внеплановую погрузку либо когда заявленная перевозка является нерациональной, начальник железной дороги или начальник отделения дороги обязан в трехсуточный срок уведомить заявителя об отказе в такой перевозке.

34. Начальник железной дороги имеет право по ходатайствам грузоотправителей:

а) разрешать, в виде исключения, внутристанционные (в пределах одного тарифного пункта) перевозки грузов с включением их в план и с зачетом в выполнение плана перевозок;

б) разрешать выход подвижного состава министерств, ведомств, предприятий, организаций и учреждений на железнодорожные пути, входящие в общую сеть железных дорог СССР, для перевозки грузов в местном сообщении, с зачетом этих перевозок в выполнение плана, не допуская нерациональных перевозок;

в) изменять предусмотренную планом станцию отправления груза в пределах железной дороги.

(в ред. — Постановления Совета Министров СССР от 20.09.72 N 688)

35. Начальник отделения дороги имеет право:

а) изменять по ходатайствам грузоотправителей предусмотренную планом станцию отправления груза в пределах отделения дороги;

б) заменять предусмотренный планом крытый подвижной состав открытым, если перевозка данного груза на открытом подвижном составе допускается Правилами, а также один род открытого подвижного состава другим. Таким же правом пользуется начальник станции с согласия начальника отделения дороги.

(в ред. — Постановления Совета Министров СССР от 05.10.86 N 1177)

36. Начальник станции имеет право по ходатайствам грузоотправителей:

а) разрешать замену одного рода груза другим в пределах отдельных групп грузов, предусмотренных номенклатурой плана;

б) изменять предусмотренные планом перевозок дороги и станции назначения в порядке и размерах, устанавливаемых Правилами планирования перевозок грузов.

37. По договору железнодорожной перевозки груза железная дорога обязуется доставить вверенный ей грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

38. Грузоотправитель должен представить станции отправления на каждую отправку груза накладную, которая является основным перевозочным документом.

Накладная составляется на имя определенного грузополучателя, подписывается грузоотправителем, сопровождает груз на всем пути его следования и на станции назначения выдается грузополучателю вместе с грузом. Время приема груза к перевозке удостоверяется календарным штемпелем станции на накладной.

В удостоверение приема груза к перевозке станция выдает грузоотправителю грузовую квитанцию.

Форма накладной и порядок ее заполнения, а также форма грузовой квитанции утверждаются Министерством путей сообщения по согласованию с Государственным арбитражем СССР.

При перевозке массовых грузов в постоянных направлениях в случаях, предусмотренных Правилами, может допускаться составление одной накладной на перевозку целого маршрута или группы вагонов, а также комплекта контейнеров.

Станции железных дорог обязаны снабжать грузоотправителей бланками накладных.

39. Грузоотправитель несет ответственность за все последствия неправильности, неточности или неполноты сведений, указанных им в накладной.

Железная дорога имеет право проверять правильность этих сведений, а также обеспечивает систематическую проверку веса грузов, указываемого грузоотправителем, путем выборочного взвешивания.

40. Грузы принимаются к перевозке грузовой скоростью, а также большой скоростью с оплатой по повышенному тарифу.

К перевозке большой скоростью принимаются грузы в направлениях, устанавливаемых Министерством путей сообщения.

Скорость перевозки определяет и указывает в накладной грузоотправитель. Если перевозка данного груза допускается только определенной скоростью, грузоотправитель должен указать в накладной эту скорость.

41. Провозная плата при перевозке грузов взимается за расстояние по кратчайшему направлению.

В случаях, предусмотренных тарифами, провозная плата взимается за фактически пройденное расстояние.

42. Грузы, нуждающиеся в таре для предохранения их от утраты, недостачи, порчи и повреждения при перевозке, должны предъявляться к перевозке в исправной таре, соответствующей стандартам и техническим условиям, а грузы, на тару и упаковку которых стандарты и технические условия не установлены, — в исправной таре, обеспечивающей их полную сохранность.

Сельскохозяйственные продукты, отправляемые колхозами и автономными секциями по сбыту сельскохозяйственных продуктов при союзах потребительских обществ, могут приниматься к перевозке в нестандартной таре, обеспечивающей сохранность груза при перевозке.

(в ред. — Постановления Совета Министров СССР от 07.01.85 N 13)

43. Железные дороги могут принимать к перевозке грузы с объявленной грузоотправителем ценностью. Объявленная ценность не должна превышать действительной стоимости груза. В случае разногласий между грузоотправителем и станцией отправления стоимость груза определяется экспертизой, о чем составляется акт.

Перечень грузов, объявление ценности которых является обязательным, а также грузов, объявление ценности которых не допускается, устанавливается Правилами.

44. Погрузка грузов в определенных направлениях может быть запрещена только в исключительных случаях по разрешению лично Министра путей сообщения, с предварительным извещением об этом Совета народного хозяйства СССР<1> и других заинтересованных организаций и с сообщением в Совет Министров СССР о таком запрещении.

В случаях явлений стихийного характера, крушений и аварий, вызвавших перерыв движения, а также при объявлении карантина погрузка грузов может быть временно прекращена или ограничена распоряжением начальника железной дороги, с немедленным уведомлением об этом Министра путей сообщения, который устанавливает срок действия прекращения погрузки или ограничения ее.

О прекращении и ограничении погрузки грузов начальник станции уведомляет грузоотправителей.