79. К железнодорожным подъездным путям относятся пути, предназначенные для обслуживания отдельных предприятий, организаций, учреждений, связанные с общей сетью железных дорог СССР непрерывной рельсовой колеей и принадлежащие:
а) предприятиям, организациям и учреждениям;
б) железным дорогам.
80. Строительство железнодорожных подъездных путей допускается, как правило, в случаях, когда осуществление перевозок другими видами транспорта экономически нецелесообразно.
Примыкание железнодорожных подъездных путей к общей сети железных дорог СССР разрешается Министерством путей сообщения или по его поручению начальником железной дороги.
Строительство и реконструкция железнодорожных подъездных путей, а также устройств, предназначенных для погрузки, выгрузки и очистки вагонов, производятся по проекту, согласованному с Министерством путей сообщения или по его поручению с начальником железной дороги.
Вновь построенные железнодорожные подъездные пути предприятий, организаций и учреждений, не связанные с технологическими перевозками, передаются в установленном порядке в ведение железных дорог.
Конструкция и состояние путевых устройств и технических сооружений железнодорожных подъездных путей должны обеспечивать пропуск большегрузных вагонов, а при обслуживании железнодорожного подъездного пути локомотивами железной дороги — пропуск локомотивов, выделенных для этого железной дорогой.
81. Путевое развитие станций, вызываемое увеличением объема перевозок на железнодорожных подъездных путях предприятий, организаций и учреждений, производится средствами железной дороги и за ее счет.
Вызываемые примыканием железнодорожного подъездного пути предприятия, организации или учреждения устройство новых постов и разъездов в местах примыкания, оборудование их и укладка стрелки примыкания производятся железной дорогой из материалов и за счет предприятия, организации или учреждения.
Работы по развитию существующих и по строительству новых станций, вызываемые примыканием вновь строящегося подъездного пути предприятия, организации или учреждения, должны быть предусмотрены в проектах и сметах на строительство железнодорожного подъездного пути и производиться соответствующими министерствами, ведомствами в счет их планов.
Строительство по требованию предприятия, организации или учреждения дополнительных путей на существующем железнодорожном подъездном пути, находящемся в ведении железной дороги, производится предприятием, организацией или учреждением за свой счет по проекту, согласованному с железной дорогой.
82. Открытие для постоянной эксплуатации вновь построенного железнодорожного подъездного пути и подача на этот путь подвижного состава допускаются после осуществления работ по строительству путей согласно проекту, принятия данного железнодорожного подъездного пути в эксплуатацию и установления железной дорогой порядка обслуживания подъездного пути.
Подача вагонов на железнодорожные подъездные пути в период их строительства допускается на условиях временного соглашения между отделением дороги и строительной организацией, отвечающей за сохранность груза, подвижного состава, своевременный возврат его и за безопасность движения.
На каждый железнодорожный подъездной путь должны быть технический паспорт, план подъездного пути, продольный профиль и чертежи искусственных сооружений.
83. Путевое развитие, сооружения и устройства железнодорожных подъездных путей должны обеспечивать в соответствии с объемом перевозок бесперебойную погрузку и выгрузку грузов, маневровую работу и рациональное использование вагонов и локомотивов.
84. Железнодорожные подъездные пути, локомотивы и вагоны предприятий, организаций и учреждений должны содержаться ими в полной исправности в соответствии с правилами, утвержденными соответствующими министерствами, ведомствами.
Принадлежащие предприятиям, организациям и учреждениям локомотивы и вагоны, выходящие на пути общей сети железных дорог СССР, должны во всем соответствовать требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Союза ССР. Порядок выхода на станцию примыкания локомотива, принадлежащего предприятию, организации или учреждению, устанавливается начальником отделения дороги.
85. Работники железнодорожных подъездных путей предприятий, организаций и учреждений, связанные с движением поездов и маневровой работой на путях железной дороги, подвергаются в порядке и в сроки, устанавливаемые Министерством путей сообщения для работников железных дорог, испытанием для определения знания Правил технической эксплуатации железных дорог Союза ССР, инструкций по движению поездов и по сигнализации, а работники, выделенные для руководства погрузкой и креплением грузов на открытом подвижном составе, — испытаниям для определения знания Технических условий.
Остальные работники железнодорожных подъездных путей предприятий, организаций и учреждений, связанные с движением поездов и маневровой работой, подвергаются испытаниям в экзаменационной комиссии, назначаемой руководителем предприятия, организации, учреждения.
Лица, не сдавшие испытания, к работе не допускаются.
При выполнении служебных обязанностей на путях железной дороги работники железнодорожных подъездных путей предприятий, организаций, учреждений обязаны иметь при себе удостоверение установленного образца о сдаче испытаний и точно выполнять распоряжения дежурного по станции или станционного диспетчера.
86. Начальнику станции или по его поручению другим работникам станции и ревизорам предоставляется право проверять состояние безопасности движения и железнодорожного хозяйства на железнодорожном подъездном пути предприятия, организации, учреждения.
При обнаружении на железнодорожном подъездном пути неисправностей, угрожающих безопасности движения, распоряжением начальника станции или ревизора по безопасности движения подача вагонов на подъездной путь должна быть прекращена до устранения неисправностей.
87. Взаимоотношения железной дороги с предприятием, организацией или учреждением, имеющими железнодорожные подъездные пути, регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути.
Подача и уборка вагонов, а также маневровая работа на железнодорожных подъездных путях, принадлежащих предприятиям, организациям и учреждениям, производятся их локомотивами.
При отсутствии своего локомотива у предприятия, организации или учреждения подача и уборка вагонов и маневровая работа производятся локомотивом железной дороги за плату, установленную тарифом.
Порядок подачи и уборки вагонов, а также сроки оборота вагонов и контейнеров на железнодорожном подъездном пути предприятия, организации, учреждения устанавливаются договором на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути.
Работа железнодорожных подъездных путей предприятий, организаций и учреждений, имеющих свои локомотивы, должна производиться на основе единого технологического процесса работы подъездного пути и станции примыкания.
Предприятие, организация или учреждение и железная дорога в целях сокращения простоя вагонов в целом по станции могут устанавливать в договоре на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути единую норму простоя вагонов для станции и подъездного пути.
При невыполнении единой нормы простоя вагонов предприятие, организация или учреждение несет ответственность за простой вагонов сверх нормы, установленной технологическим процессом для данного подъездного пути, но не более чем за время завышения единой нормы.
88. Время нахождения вагонов на железнодорожном подъездном пути учитывается:
а) по номерному способу — при среднесуточном вагонообороте менее 50 вагонов;
б) по безномерному способу — при среднесуточном вагонообороте 50 вагонов и более.
Начальником железной дороги по соглашению с предприятием, организацией, учреждением могут устанавливаться исключения из указанного порядка.
Время нахождения на железнодорожном подъездном пути изотермических вагонов, цистерн, бункерных полувагонов, цементовозов, транспортеров и других специальных вагонов учитывается отдельно.
(в ред. — Постановления Совета Министров СССР от 11.05.76 N 317)
89. Порядок обслуживания контрагентов, то есть предприятий, организаций, учреждений, имеющих в пределах железнодорожного подъездного пути другого предприятия (организации, учреждения) свои склады или примыкающие к нему железнодорожные пути, устанавливается договором, заключаемым непосредственно между контрагентом и предприятием (организацией, учреждением), которому принадлежит подъездной путь. Ответственность перед железной дорогой за простой вагонов у контрагентов несет предприятие (организация, учреждение), которому принадлежит железнодорожный подъездной путь.
При обслуживании железнодорожного подъездного пути локомотивом железной дороги между железной дорогой и контрагентом заключается договор на подачу и уборку вагонов и все расчеты производятся непосредственно между ними.
Расчеты по платежам, связанным с амортизацией железнодорожного подъездного пути и с участием контрагента в ремонте и содержании этого пути, во всех случаях производятся непосредственно между предприятием (организацией, учреждением), которому принадлежит подъездной путь, и контрагентом.
90. Взаимоотношения железной дороги с предприятием, организацией или учреждением, имеющими свои прирельсовые склады и погрузочно-разгрузочные площадки на подъездных путях, принадлежащих железной дороге, регулируются договором на подачу и уборку вагонов.
Подача и уборка вагонов и маневровая работа на подъездных путях железной дороги производятся локомотивом железной дороги за плату, установленную тарифом.
Содержание и текущий ремонт подъездных путей, принадлежащих железной дороге, производятся средствами и за счет железной дороги. Очистка от мусора и снега, а также освещение этих путей в пределах территории предприятия, организации, учреждения и у фронтов погрузки и выгрузки производятся средствами и за счет предприятия, организации, учреждения.
91. Договор на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути и договор на подачу и уборку вагонов разрабатываются с учетом технологии работы подъездного пути и технологии работы станции примыкания, основанных на прогрессивных технических нормах.
При определении количества подач и интервалов между ними должны учитываться фронт погрузки и выгрузки и наибольшее количество вагонов в подаче.
Фронт погрузки и выгрузки определяется количеством вагонов, устанавливаемых по полезной длине складского пути, которая может быть использована для одновременной погрузки или выгрузки однородных грузов.
Погрузка и выгрузка на предприятиях с постоянным грузооборотом должны быть механизированы. Выбор средств механизации производится исходя из технико-экономической целесообразности.
Фронт механизированной погрузки и выгрузки устанавливается исходя из количества и перерабатывающей способности механизмов.
Фронт погрузки и выгрузки маршрутов при отправлении или прибытии одного или более маршрутов в сутки должен быть приспособлен для погрузки и выгрузки маршрута не более чем в две-три подачи.
92. Время простоя вагонов под погрузкой и выгрузкой при обслуживании железнодорожного подъездного пути локомотивом железной дороги исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки или выгрузки до момента получения станцией от предприятия, организации или учреждения уведомления о готовности вагонов к уборке.
За задержку свыше 15 минут по вине железной дороги уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки на железнодорожных подъездных путях в случае, когда подача и уборка вагонов производятся локомотивом железной дороги, или приема вагонов с железнодорожных подъездных путей железная дорога уплачивает грузоотправителю, грузополучателю или владельцу железнодорожного подъездного пути штраф в размере, предусмотренном статьей 156. Этот штраф начисляется за все время задержки с момента истечения срока на уборку вагонов, предусмотренного договором на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути или договором на подачу и уборку вагонов.
Размер штрафа, предусмотренный данной статьей, увеличен:
Постановлением Правительства РФ от 26.05.1992 N 347 в 15,6 раза;
Постановлением Правительства РФ от 24.01.1993 N 55 в 5,2 раза;
Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 95 в 9,7 раза;
Постановлением Правительства РФ от 28.04.1995 N 433 в 9,6 раза.
Время простоя вагонов на железнодорожных подъездных путях предприятий, организаций и учреждений, обслуживаемых их локомотивами, исчисляется с момента передачи вагонов на выставочных путях.
Место и порядок производства приемо-сдаточных операций устанавливаются договором на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути. Нормы времени на приемо-сдаточные операции не должны превышать 1 минуты на вагон и 30 минут на всю одновременно предъявляемую партию вагонов.
Охрана груженых и порожних вагонов на железнодорожных подъездных путях предприятий, организаций, учреждений, а также в пределах территории предприятия, организации, учреждения и у их фронтов погрузки и выгрузки на подъездных путях, принадлежащих железной дороге, осуществляется средствами и за счет предприятия, организации, учреждения.
Предприятиям, организациям и учреждениям запрещается использовать вагоны общесетевого парка для своих внутренних перевозок или для хранения в них грузов, а также занимать эти вагоны под погрузку без разрешения железной дороги.
(в ред. — Постановлений Совета Министров СССР от 26.04.79 N 380; от 15.06.91 г. N 362)
93. Железная дорога с согласия предприятия, организации, учреждения может использовать железнодорожный подъездной путь предприятия, организации, учреждения, а также часть принадлежащего железной дороге подъездного пути в пределах территории предприятия, организации, учреждения для производства маневровых работ, постановки подвижного состава и для других целей.
94. Договор на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути и договор на подачу и уборку вагонов заключаются на пять лет. В случае изменения технического оснащения или технологии работы станции или основного производства предприятия отдельные пункты договора или весь договор по согласованию сторон могут быть пересмотрены до истечения срока его действия. При взаимном согласии сторон договор на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути и договор на подачу и уборку вагонов могут быть продлены на следующие пять лет.
Договор на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути и договор на подачу и уборку вагонов подписываются:
при грузообороте до 50 вагонов в сутки — начальником отделения дороги (или по его поручению начальником станции) и руководителем предприятия, организации, учреждения;
при грузообороте свыше 50 вагонов в сутки — начальником железной дороги (или по его поручению начальником отделения дороги) и руководителем предприятия, организации, учреждения.
При наличии объединенных транспортных хозяйств для обслуживания предприятий, организаций, учреждений договор на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути может заключаться железной дорогой с объединенным транспортным хозяйством.
В договоре на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути и в договоре на подачу и уборку вагонов должны предусматриваться мероприятия по обеспечению ускорения оборота вагонов и сроки проведения этих мероприятий.
Разногласия по договору на эксплуатацию железнодорожного подъ-ездного пути и по договору на подачу и уборку вагонов рассматриваются и решаются:
по подъездным путям со среднесуточным грузооборотом до 50 вагонов — начальником отделения дороги и руководителем предприятия, организации, учреждения;
по подъездным путям со среднесуточным грузооборотом более 50 вагонов — начальником железной дороги и руководителем предприятия, организации, учреждения.
До решения арбитражем спорных вопросов все взаимоотношения сторон по этим вопросам регулируются условиями прежнего договора.
Спорные вопросы, связанные с обеспечением безопасности движения, разрешаются начальником железной дороги.
(в ред. — Постановлений Совета Министров СССР от 05.06.80 N 440; от 04.06.87 N 645)
95. Примыкание вновь строящихся железнодорожных подъездных путей к существующим железнодорожным подъездным путям допускается:
к подъездным путям, принадлежащим железной дороге, — с разрешения начальника железной дороги;
к подъездным путям, принадлежащим предприятиям, организациям, учреждениям, — с разрешения начальника железной дороги и соответствующего министерства, ведомства.