1. вывесить табличку со своей фамилией, именем и отчеством на дверях служебного купе до отправления поезда и при смене дежурства;
2. содержать вагон в чистоте и поддерживать нормальную температуру в вагоне в соответствии с санитарными нормами;
3. следить за состоянием внутреннего оборудования вагона и правильным положением межвагонных переходных площадок;
4. не менее двух раз в сутки производить влажную уборку в вагоне, а в туалетах по мере необходимости, но не менее четырех раз в сутки с обязательным мытьем полов в соответствии с Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.12.20.98 .
В вагонах с комбинированным отоплением разрешается производить влажную уборку полов, кроме котельного отделения, без отключения нагревательных элементов котлов отопления.
При уборке вагона не допускается влажная протирка радио-изотопных извещателей дыма /РИД/. Очистка их от пыли должна производиться пылесосом. Мусор в вагоне должен собираться в специальную емкость "для мусора" и сжигаться в топке вагона или удаляться из вагона только в предусмотренных для этого местах на станциях, указанных в расписании, в пунктах формирования и оборота. Выбрасывать золу и мусор на пути, а также на пол тамбура и переходные площадки вагона запрещается;
5.В вагонах пассажирских поездов не менее трех раз в день с 8.00 до 10.00, с 15.00 до 17.00, с 20.00 до 22.00 часов по местному времени обеспечивать пассажиров чаем, кофе, кондитерскими изделиями по установленной цене, а в фирменных поездах, в вагонах СВ, бизнес-класс, повышенной комфорности поездов всех категорий по требованию пассажиров в любое время суток.
При обслуживании пассажиров чаем проводник должен быть в белой куртке или в фартуке;
6.Поддерживать наличие в кипятильнике горячей, а в водоохладителе — охлажденной воды;
7. В вагонах со спальными местами выдавать постельные принадлежности пассажирам на весь путь следования за отдельную плату;
По желанию пассажира и при наличии возможности заменять использованные постельные принадлежности в пути следования за дополнительную плату;
Доставлять комплекты спальных принадлежностей на места пассажиров, а также застилать постели инвалидам, больным, престарелым, пассажирам с малолетними детьми.
Уборка постельных принадлежностей и постельного белья производится после выхода пассажиров; в исключительных случаях, разрешается с позволения пассажиров убирать постельное белье не ранее чем за 30 минут до прибытия поезда на станцию высадки пассажиров;
8. При отсутствии радиоустановки объявлять пассажирам в дневное время названия остановочных пунктов, сообщать о границах санитарных зон и продолжительности стоянок поезда, в ночное время делать это по просьбе пассажиров. Инструктировать пассажиров о правилах проведения таможенного контроля;
9. Следить за тем, чтобы окна вагона при необходимости открывались только с коридорной стороны, а на двухпутных участках — с полевой стороны, а в вагонах с полным кондиционированием воздуха при работе кондиционера все были закрыты;
10. Обеспечивать для пассажиров беспрепятственное пользование санузлами кроме санитарных зон и стоянок поезда на станциях;
11. Вести учет населенности вагона и расхода постельного белья на бланках формы ЛУ–72 и наличия свободных и освобождаемых мест на бланке формы ЛУ–73;
12. При приеме-сдаче смены указать свою фамилию, дату и время, проверить наличие в папке билетов и соответствие занятых пассажирами мест, расход постельного белья , сделать соответствующие отметки в бланках формы ЛУ-72 ;
13. Оказывать пассажирам первую доврачебную помощь;
14. При отсутствии централизованного отопления во время топки котла твердым топливом поддерживать температуру в вагоне 18 °С в соответствии с положениями Инструкции проводнику пассажирского вагона;
15. Непосредственная ответственность за сохранность РИД в пути следования возлагается на проводников вагонов. Запрещается вскрывать датчики РИД и извлекать из них источник излучения. О всех неисправностях РИД и УПС, происшедших в пути следования, проводники вагонов должны немедленно сообщить поездному электромеханику;
16. В случае утери, порчи или загрязнения постельных принадлежностей, требующих химической чистки, а также в случае порчи инвентаря или оборудования вагона по вине пассажира проводник вагона должен заявить об этом начальнику поезда, который по квитанции формы РС–97 взыскивает стоимость поврежденного или утраченного имущества согласно расценочной ведомости с выдачей на руки пассажиру квитанции об уплате;
17. Во время движения пассажирского поезда торцевые двери тамбуров вагонов по концам состава должны быть закрыты на внутренние запоры («секретки») и на замок под специальный ключ. В остальных вагонах торцевые тамбурные двери не запираются. Боковые тамбурные двери нерабочего тамбура запираются на доступный только изнутри вагона замок «секретку», замок под специальный ключ и замок под трехгранный ключ. Боковые двери рабочего тамбура запираются на «секретку» и замок под трехгранный ключ.
18. За 30 минут до прибытия на железнодорожную станцию, где производится высадка пассажиров, проводник обязан предупредить об этом пассажиров.
После полной остановки поезда на железнодорожной станции проводник должен открыть боковую дверь рабочего тамбура со стороны посадочной платформы, при отсутствии высокой платформы поднять и зафиксировать откидную площадку (фартук), протереть поручни, приступить к посадке и высадке пассажиров. При стоянке пассажирского поезда менее 5 мин. и отсутствии посадки и высадки пассажиров проводник должен открыть дверь и, находясь в тамбуре, рекомендовать пассажирам не выходить; при отправлении пассажирского поезда проводник должен закрыть и запереть дверь и провожать станцию до конца платформы. Проводники хвостового и штабного вагонов провожают станцию до конца посадочной платформы с открытой дверью, после чего также запирают тамбурные двери.
19. При стоянке поезда на станции более 10 мин. проводник пассажирского вагона обязан осмотреть подвагонное оборудование, тормозную рычажную передачу и, при необходимости, в зимнее время года удалить лед, мешающий нормальной работе тормозной рычажной передачи, а также очистить дефлекторы аккумуляторной батареи от льда и снега.
20. Проводники вагонов, стоящих на станциях пассажирских поездов перед проходом по смежному пути скоростного пассажирского поезда, обязаны закрыть с этой стороны двери вагонов и предупредить пассажиров о следовании такого поезда.
21. Проводник обязан контролировать выполнение требований пожарной безопасности пассажирами, не допускать пользования ими открытым огнем, провоза легковоспламеняющихся и взрывчатых материалов, курения в неотведенных для этого местах, подключения пассажирами в вагоне магнитофонов, нагревательных и других электроприборов /за исключением электробритв/, не предусмотренных электрической схемой вагона, контролировать показания электроизмерительных приборов, сигнализации контроля нагрева букс и другого электрооборудования на пульте управления вагона.
22.В случаях отцепок и прицепок вагона в пути следования проводники обязаны проверять правильность сцепления по положению сигнального отростка автосцепки и положение расцепного рычага в вертикальном пазу фиксирующего кронштейна.
6.4. Обязанности проводника вагона для обеспечения безопасности следования поезда:
1.В случае возникновения короткого замыкания на землю любого из полюсов в электрооборудовании вагона /одна лампа на щите управления погасла, другая горит полным накалом/ отключить все потребители электроэнергии, кроме цепей аварийного освещения /в ночное время/ и сигнализации и вызвать поездного электромеханика или начальника поезда;
2. При возникновении неисправности в вагоне, угрожающей жизни людей или безопасности движения, а также в случае срабатывания системы сигнализации нагрева букс немедленно остановить поезд стоп-краном, по телефону или цепочке вызвать поездного электромеханика или начальника поезда для принятия оперативного решения и на ощупь проверить нагрев букс: в случае выхода из строя сигнализации контроля нагрева букс /СКНБ/ и невозможности устранить неисправность в пути следования проверку нагрева букс производить на ощупь при стоянках поезда более 5 минут: во время устранения неисправности вагона показывать сигнал остановки до окончания работ;
3.При экстренном торможении /вынужденной остановке/ пассажирского поезда на перегоне проводник должен выяснить причину остановки поезда путем визуального осмотра в своем вагоне ходовых частей, букс, крепления деталей автотормоза и электрооборудования. В случае обнаружения неисправности в этом вагоне, являющейся препятствием для дальнейшего движения поезда, проводник обязан немедленно подать сигнал остановки в сторону локомотива и вызвать начальника поезда, который организует устранение неисправности или принимает решение о дальнейшем следовании поезда.
После отпуска машинистом локомотива, автотормозов проводник вагона обязан проверить отпуск тормоза в обслуживаемом им вагоне, а после отправления поезда проводники вагонов должны из тамбуров наблюдать за движением поезда и в случае не отпуска тормозов, искрения или других неисправностей принять меры к остановке поезда.
При остановке пассажирского поезда на уклоне проводники вагонов по сигналу машиниста локомотива "Тормозить" — три длинных свистка — должны привести в действие ручные тормоза в обслуживаемых ими вагонах, а перед приведением поезда в движение по сигналу машиниста локомотива. "Отпустить тормоза" — два длинных свистка, отпустить ручные тормоза в обслуживаемых ими вагонах.
В случае срабатывания пожарной сигнализации отключить аккустический сигнал на блоке управления, по его табло установить место пожара, а затем убедиться в достоверности показания путем осмотра этого места; при ложном сигнале о пожаре вызвать поездного электромеханика или начальника поезда.
4. При обслуживании локомотива одним машинистом без помощника машиниста проводник "штабного" вагона, получив от машиниста информацию в отсутствие начальника поезда обязан немедленно сообщить ему о ее содержании.
6.5. Обязанности проводника пассажирских вагонов, при обнаружении пожара:
1.Ответственность за выполнение требований пожарной безопасности в пути следования поезда возлагается в пассажирских вагонах на проводников вагонов.
Ответственным за организацию тушения пожара и эвакуацию пассажиров в пассажирском поезде является начальник поезда.
2. Остановить поезд стоп-краном, за исключением случаев, когда поезд находится в тоннеле, на мосту, виадуке, путепроводе, под мостом, или других местах, не допускающих эвакуации пассажиров и препятствующих тушению пожара. Если пожар обнаружен при нахождении поезда в указанных местах, поезд должен быть остановлен после проследования этих мест;
3. Вызвать по цепочке начальника и электромеханика поезда, сообщить о пожаре проводникам соседних вагонов и машинисту локомотива;
6.6. Обязанности проводника аварийного и соседнего вагонов при эвакуации пассажиров:
1.Открыть аварийные выходы (окна), где они предусмотрены конструкцией вагона, а при отсутствии аварийных выходов в вагоне и невозможности эвакуации пассажиров через тамбурные двери, разбить или открыть окна, расположенные за очагом пожара по ходу эвакуации пассажиров;
2. Открыть двери всех купе, объявить и организовать эвакуацию пассажиров, обесточить вагон (в светлое время суток), а в ночное время отключить все потребители, кроме цепи аварийного освещения, открыть и зафиксировать тамбурные боковые и торцевые двери (а при отсутствии высокой платформы и фартуки) обоих тамбуров в аварийном вагоне и закрепить их на защелки;
Примерный текст оповещения пассажиров: «Граждане пассажиры! В связи с возможной опасностью пожара прошу срочно покинуть вагон. Все двери и аварийные выходы открыты».
3. Не допуская паники и встречного движения, вывести пассажиров в соседние вагоны и на полевую сторону путей;
4. В зависимости от места возникновения пожара в вагоне при следовании поезда в местах, исключающих его остановку, эвакуацию пассажиров /по возможности/ производить с учетом того, что огонь распространяется в направлении, противоположном ходу поезда;
5.Одновременно с эвакуацией пассажиров и после нее проводники, не дожидаясь прибытия начальника поезда и электромеханика, обязаны приступить к тушению пожара в самоспасательном изолирующем противогазе (СПИ–20) первичными средствами пожаротушения с использованием запаса воды из системы вагона. После эвакуации пассажиров и во время тушения пожара двери для прохода из вагона в вагон на соседних с горящим вагонах должны быть закрыты;
6. Все работники поездной бригады обязаны прибыть к месту пожара с огнетушителями или другими средствами пожаротушения и принимать участие в эвакуации пассажиров и тушении пожара.
6.7. Для обеспечения безопасности пассажиров при возникновении нештатных ситуаций проводник обязан:
1. В случае срабатывания в вагоне взрывного устройства остановить поезд стоп-краном, вызвать начальника пассажирского поезда, оказать первичную медицинскую помощь пассажирам. Порядок дальнейшего следования поезда определяет начальник пассажирского поезда вместе с машинистом локомотива. По имевшему место событию составляются акты о получении травм пассажирами и по общему случаю;
2.При наружном обстреле пассажирского вагона проводник должен вызвать начальника пассажирского поезда, потребовать от пассажиров разместиться ниже оконных проемов;
3. При стрельбе внутри вагона сообщить об этом начальнику пассажирского поезда, эвакуировать пассажиров в соседние вагоны и вызвать работников милиции;
4. При обнаружении в пассажирском вагоне подозрительных предметов, бесхозных вещей руководствоваться Памяткой для работников железнодорожного транспорта по действиям при анонимных сообщениях о террористических актах, обнаружении взрывных устройств, подозрительных лиц и предметов.
6.8. Проводнику запрещается ремонтировать и регулировать электрооборудование, холодильное и радиооборудование, а также установку пожарной сигнализации /УПС/. При обнаружении неисправности он обязан отключить все потребители электроэнергии, кроме дежурного освещения /в ночное время/ и цепей сигнализации, и вызвать поездного электромеханика, а в случае его отсутствия — начальника поезда.
При необходимости ремонта электрооборудования, пультов и щитов управления проводник вагона должен сообщить об этом начальнику и электромеханику поезда.
6.9. Начальнику поезда и поездным работникам запрещается:
1.На электрифицированных участках пути подниматься на крышу вагона для осмотра, ремонта антенны радио пункта и других целей;
б/ производить осмотр и ремонт аппаратуры радиопункта под напряжением;
в/ производить осмотр и ремонт наружных штепсельных розеток, сигнальных фонарей и радио во время движения поезда;
2. Применять в электрических цепях нетиповые предохранители;
3. Перевозить в вагонах взрывчатые и отравляющие вещества, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости;
4. Входить и выходить из вагона на ходу поезда;
5. Оставлять незакрытым радиокупе.
6.10. В пути следования, в пунктах оборота и формирования проводникам вагонов запрещается:
1. хранить посторонние предметы, обтирочные материалы и топливо в котельных отделениях, в месте установки нагревательных приборов, в тамбурах, проходах, в ящиках /оболочках/ с электрооборудованием и в межпотолочном пространстве;
2. сушить одежду и другие вещи в котельных помещениях, на электрических печах, кипятильниках, кухонных плитах;
3. использовать для освещения открытый огонь /факелы, свечи/, а также настольные лампы, там, где это не предусмотрено;
4. использовать для отогрева трубопроводов открытый огонь /факелы, шлак горящий и уголь/, раскаленные металлические предметы;
5. подключать электронагревательные приборы и другие бытовые устройства /магнитофоны, приемники и др/ там, где это не предусмотрено электрической схемой вагона;
6. растапливать котлы отопления, кипятильники при помощи легковоспламеняющихся и горючих жидкостей /керосин, бензин, масло и др./;
7. без разрешения начальника поезда производить посадку пассажиров без проездных документов;
8. оставлять без надзора вагоны.
6.11. На линейных станциях проводник должен производить посадку пассажиров с проездными документами на данный поезд независимо от того, в какие вагоны выданы билеты и не допускать посадки и высадки на ходу поезда.
6.12. На станции при необходимости пропуска через тамбур пассажиров с других поездов, находящихся на соседних путях, к пассажирскому зданию и обратно проводник должен держать обе боковые двери рабочего тамбура вагона открытыми и следить за проходом пассажиров.
6.13. Проводник пассажирских вагонов перед отправлением поезда с промежуточной станции или после вынужденных остановок должен проверить отпуск тормоза по манометру, расположенному в тамбуре или служебном отделении вагона, а если позволяют условия — и по отходу тормозных колодок от поверхностей катания колес. Если вагон остается заторможенным, проводник обязан подать сигнал, запрещающий отправление поезда, или отпустить тормоз поводком выпускного клапана внутри вагона.
6.14. После отправления поезда, проводник обязан закрыть дверь и провожать станцию, стоя у закрытой двери, с открытыми дверями провожают проводники штабного и хвостового вагона. Проводники должны наблюдать за движением поезда, в случае обнаружения не отпуска тормозов, искрения или других неисправностей принять меры к их устранению или, при необходимости, к остановке поезда.
6.15. Проводник, обнаруживший, что пассажир обслуживаемого им вагона отстал от поезда, обязан немедленно заявить об этом начальнику поезда и составить акт с указанием наименования и количества оставленных мест ручной клади. Акт должен быть подписан начальником поезда, проводником и двумя пассажирами. Начальник поезда до получения телеграммы от начальника станции должен срочно принять меры к сохранению вещей и сдать их по акту на станцию, указанную в телеграмме, уведомив об этом станцию нахождения пассажира.
6.16 При получении от пассажиров проездных документов после посадки в вагон проводник вагона должен погасить бланк основного проездного документа и контрольного купона с использованием ручного компостера, обеспечивающего разрушение голограммы на первом слое слипа за счет образования в зоне голограммы отверстия с ровными краями.
В поездах, следующих по территории Российской Федерации проездной документ возвращается пассажиру, контрольный купон хранится у проводника. В поездах, следующих в межгосударственном сообщении проездной документ и контрольный купон до окончания поездки хранятся у проводника пассажирского вагона. По окончании поездки, проездной документ возвращается пассажиру, а контрольный купон остается у проводника.
В пункте назначения контрольные купоны сшиваются за верхний угол и сдаются проводником пассажирского вагона начальнику поезда.
Проводник пассажирского вагона при остановке в пути следования или прерывании поездки на оборотной стороне контрольного купона в поле «для служебных отметок» делает отметку « остановка на станции ____________(часы, число, месяц, год)_________Подпись______ и отдает его (контрольный купон) пассажиру.
6.17. При обнаружении утери проводником принятых им на хранение от пассажиров проездных документов он должен немедленно составить акт, который вместе с ним подписывает пассажир и начальник поезда. Акт заверяют штемпелем станции, где поезд имеет остановку не менее 10 минут.
Данная станция выдает новые проездные документы до конечного пункта следования пассажира с отметкой на обороте этих документов "Взамен утерянного". Документы оформляются начальником поезда или проводником вагона в билетных кассах без участия пассажира.
Если утрачены бесплатные разовые билеты, то указывают форму билета, число лиц, следующих по билету, место работы владельца билета, подтвержденное паспортом или служебным удостоверением.
6.18. При получении информации об изменении маршрута следования поезда от начальника поезда проводник оповещает пассажиров о порядке следования по новому маршруту. При отсутствии радиосвязи в поезде помощник машиниста передает информацию проводнику первого вагона, а тот остальным проводникам и начальнику поезда.
При отцепке неисправного вагона проводник должен своевременно проинформировать пассажиров о предстоящем размещении их в других вагонах поезда.
6.19. Порядок дежурства проводников в ночное время /при обслуживании двух вагонов тремя проводниками / определяется графиком резерва проводников, разработанными на основании типовых графиков приказа МПС России от 26.04.01г № 3/ ЦЗ. Графики должны в обязательном порядке согласовываться с профсоюзным комитетом.
График составляется с расчетом обеспечения постоянного нахождения на дежурстве одного проводника в каждом вагоне. В случае необходимости приема пищи проводником в вагоне- ресторане начальник поезда подменяет этого проводника. Питание проводников производится по специальному меню.
6.20. При выявлении больного или подозрении на заболевание, при неожиданных родах проводник должен сообщить об этом начальнику пассажирского поезда. Заболевший пассажир или роженица могут быть высажены на ближайшей станции, где имеется медицинский пункт. При этом составляются акты о передаче больного пассажира или роженицы работникам медицинского пункта железнодорожной станции и дополнительных расходах постельного белья, описи вещей пассажира. В акте должна быть указаны ФИО медицинского работника, принявшего больного с его вещами и ФИО и адрес пассажира- свидетеля.
При выявлении больного (больных) острыми кишечными инфекцион-
ными заболеваниями и пищевыми отравлениями проводник пассажирского поезда обязан:
немедленно информировать о выявленном больном (больных) начальника пассажирского поезда по внутрипоездной связи или через проводников соседних вагонов;
до прибытия медицинских работников изолировать больного (больных) в отдельном купе.
6.21. Обязанности проводника хвостового вагона, в пути следования:
1. в соответствии с п.16.45 Правил технической эксплуатации железных дорог на участках, оборудованных автоблокировкой при остановке на перегоне пассажирского поезда проводник последнего пассажирского вагона обязан проверить видимость хвостовых сигналов, внимательно наблюдать за перегоном и в случае появления следом идущего поезда принять меры к его остановке;
2. в случае прицепки или отцепки одного или группы вагонов в пути следования проводник хвостового вагона должен немедленно доложить об этом начальнику поезда, проверить правильность сцепления по положению сигнального отростка автосцепки и положение расцепного рычага в вертикальном пазу фиксирующего кронштейна. При отцепке неисправного вагона проводник должен своевременно проинформировать пассажиров о предстоящем размещении их в других вагонах поезда;
3. при следовании поезда по перегону проводник хвостового вагона обязан следить за ходом своего поезда, состоянием пути, быть внимательным ко всем сигналам;
4. при наличии остановки поезда на перегоне для посадки и высадки пассажиров подавать сигнал отправления, убедившись, что посадка закончена.
5. при вынужденной остановке на перегоне пассажирского поезда проводник хвостового вагона производит ограждение по указанию машиниста, в случаях затребования восстановительного или пожарного поезда, а также вспомогательного локомотива, если помощь оказывается с хвоста поезда, если поезд был отправлен при перерыве действия всех средств сигнализации и связи с извещением об отправлении за ним другого поезда. Ограждение производится порядком предусмотренным главой пункта 3.13. Инструкции по сигнализации.
Проводник вагона, ограждающий хвост, остановившегося на перегоне пассажирского поезда, возвращается к составу только после подхода и остановки восстановительного /пожарного/ поезда или вспомогательного локомотива или передаче ограждения другому работнику.
6.22. Обязанности проводника при ревизии в обслуживаемом вагоне:
1. в спальных вагонах предъявить ревизующим папку с отобранными у пассажиров контрольными купонами в поездах внутригосударственного сообщения и проездными документами и контрольными купонами в поездах сообщения с государствами СНГ, Литвы, Латвии, Эстонии. В общих и межобластных вагонах сопровождать при проверке билетов у пассажиров;
2. предъявлять по требованию ревизующих документы, подтверждающие правильность учета свободных и освобождающихся мест;
3. давать необходимые пояснения по возникшим в процессе ревизии вопросам, связанным с обслуживанием пассажиров;
4. в случае обнаружения в обслуживаемом вагоне провоза безбилетных пассажиров, излишней ручной клади, повторного использования белья и других нарушений, совместно с начальником поезда подписать акт и дать письменное объяснение по поводу обнаруженных нарушений и недостатков.
В случае несогласия с действиями ревизоров-контролеров аргументировано изложить свое несогласие в объяснительной ззаписке.
6.23. Проводник вагона несет ответственность за следующие нарушения в пути следования:
1. отказ пассажиру в посадке при наличии билета в данный вагон;
2. отказ пассажиру с билетом в данный поезд, но в другой вагон в посадке на станциях с кратковременными стоянками;
3. невыход из вагона на промежуточных станциях с графиковой стоянкой поезда;
4. высадку пассажиров ранее или позднее станции назначения, указанной в билете;
5. отключение сигнализации контроля нагрева букс /СКНБ/;
6. необеспечение своевременных и безопасных условий посадки и высадки пассажиров;
7. несвоевременное заполнение бланков ЛУ--72 по учету населенности вагона и расхода постельного белья;
8. неправильную или несвоевременную подачу сведений о свободных и освободившихся местах;
9. нарушение этики поведения при обслуживании пассажиров;
10. нарушение дежурным проводником установленной форменной одежды;
11. отсутствие на вагоне порядкового номера по схеме поезда;
12. закрытие для пользования одного из туалетов в вагоне;
13. провоз безбилетных пассажиров и излишней ручной клади;
14. повторное использование белья;
15. взимание за услуги стоимости больше установленной;
16. курение в служебном купе и салоне;
17. нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;