Начальник поезда является ответственным лицом за организацию работ при возникновении экстремальных ситуаций в пассажирском поезде. В случае возникновения экстремальных ситуаций начальник поезда должен:
- прибыть немедленно в вагон;
- лично убедиться в обеспечении эвакуации пассажиров, отключении всех потребителей электроэнергии высокого, низкого напряжения, кроме цепей аварийного освещения /в ночное время/ и организовать тушение пожара всеми имеющимися в поезде средствами пожаротушения;
- должен по радиосвязи или другими средствами в случае невозможности ликвидации пожара первичными средствами сообщить дежурному по станции /ДСП/ и через него вызвать ближайшее пожарное подразделение, одновременно принять меры к расцепке состава;
- убедившись в полной эвакуации пассажиров, совместно с работниками поездной и локомотивной бригады организуют расцепку вагонов, оставляя воз горевший вагон в удобном для тушения месте на расстоянии не менее 15-20 м., исключающем возможность перехода огня на соседние вагоны, здания, устройства: при этом вагон отцепляется от сзади стоящей группы вагонов от локомотива, затем отцепляется впереди стоящая группа от возгоревшего вагона;
- после расцепки состава начальник поезда обязан потребовать через машиниста локомотива снятия напряжения с контактной сети;
- с ближайшей станции телеграммой сообщить руководителям /депо, участков, дирекций/, военизированной охране железной дороги приписки подвижного состава;
- контролировать выполнение требований Инструкции по тушению пожара в подвижном составе железных дорог;
2. При остановке поезда после срабатывания сигнализации нагрева буксы или ПОНАБ:
- немедленно прибыть к вагону, по внешним признакам или на ощупь определить нагрев буксы, ее техническое состояние, принять решение по дальнейшему следованию поезда, при необходимости принимать меры к ограждению поезда.
3. При обнаружении в одном или нескольких вагонах технических неисправностей:
совместно с ПЭМ определить возможность следования поезда при полном обеспечении безопасности движения до ближайшего пункта устранения неисправности, смены колесных пар или отцепки вагона и сообщить об этом машинисту локомотива.
4. При невозможности устранения в пути следования технических неисправностей, нарушающих нормальные условия проезда пассажиров, давать телеграмму на ближайшую станцию с требованием об оказании технической помощи или замены вагона.
5. При остановке поезда по причине срабатывания УКСПС (устройство обнаружения деталей выступающих за пределы нижнего габарита и схода подвижного состава в поездах) начальник поезда совместно с помощником машиниста производит осмотр поезда. В зависимости от состояния узлов и деталей вагонов, начальник поезда принимает решение о возможности дальнейшего следования поезда, о чем сообщает по поездной радио связи через локомотивную бригаду ДСП, или поездному диспетчеру при ДЦ.
6. Начальник поезда совместно с поездным электромехаником в случае остановки поезда средствами контроля безопасности (ПОНАБ, ДИСК, КТСМ, УКСПС) устанавливают причину остановки, с оформлением акта за подписью начальника поезда, поездного электромеханика и машиниста локомотива.
7. При обнаружении поломки, порчи внутреннего оборудования и имущества составить акт для взыскания с виновных стоимости согласно расценочной ведомости.
8. При отцепке вагона в пути следования — выделить проводников для охраны имущества отцепленного вагона, произвести инструктаж о порядке их действия до отправки вагона в пункт приписки. Если отцепляется вагон с радиокупе, то необходимо опломбировать радиокупе.
Далее начальник поезда обязан:
- разместить пассажиров на свободные места в вагонах этого поезда;
- совместно с начальником станции отцепки вагона составить акт в 3-х экземплярах с указанием причин отцепки и данных о вагоне /заводской номер, сроки проведения плановых видов ремонта и единой технической ревизии/; акт подписывается начальником поезда, начальником станции /дежурным по станции/, машинистом локомотива, осмотрщиком вагонов или др. должностным лицом, присутствующим при данной ситуации. Один экземпляр акта сохраняется до конца рейса и затем сдается начальником поезда администрации предприятия формирования поезда;
- если разместить пассажиров в поезде невозможно, временно разместить пассажиров в тамбурах и коридорах вагона, сообщить лично или через начальника, дежурного по станции, поездного диспетчера на ближайший пункт формирования поездов о необходимости прицепки другого вагона взамен отцепленного или пересадки в другой поезд;
- при переводе пассажиров из отцепленного вагона в другие вагоны начальник поезда обязан совместно с начальником станции организовать переноску ручной клади пассажиров, принять меры обеспечивающие безопасность пассажиров.
9. Об отцепке вагона начальник поезда телеграфом ставит в известность предприятие приписки состава, пассажирскую /вагонную/ службу дороги.
10. При отклонении поезда от первоначального маршрута:
- получив информацию от дежурного по станции или дежурного по вокзалу о новом маршруте — установить пункты, через которые не будет следовать поезд, сообщить пассажирам, едущим до этих станций порядок пересадки, сделать об этом необходимые отметки в проездных документах;
- контролировать высадку пассажиров на станциях, выдачу им на руки проездных документов с отметкой «Поездка прервана на станции …………… из-за отклонения поезда от первоначального маршрута»;
11. При получении от машиниста локомотива, сигнала "Тормозить" начальник поезда должен немедленно принять меры к приведению в действие ручных тормозов вагонов проводниками вагонов.
12. При саморасцепе автосцепок в пассажирском поезде начальник поезда совместно с машинистом локомотива должен проверить действие механизма автосцепок и принять решение о возможности сцепления и дальнейшего следования или необходимости замены автосцепок.
13. При развороте пассажирского поезда, в пути следования или отправления с транзитного пункта, пунктов формирования и оборота, с изменением порядка расположения вагонов в составе сообщить телеграммой в адрес всех ОДБ /ЛБК/ по ходу следования поезда и крупных вокзалов, напоминая об этом каждый раз при подаче сведений,
14. При длительной остановке поезда на станции или перегоне всеми доступными средствами выяснить причину остановки поезда, предполагаемое время отправления и в дневное время сообщить об этом пассажирам поезда по поездному радио.
15. При остановке поезда проводником из-за появления под вагоном постороннего шума принять меры к обнаружению и устранению неисправностей, погрузить в вагон демонтированный узел, сообщить машинисту локомотива причину остановки и в случае обрыва или утери узлов вагона, через машиниста локомотива и поездного диспетчера передать информацию о случившемся машинистам локомотивов других поездов для следования по этому участку с особой бдительностью.
16. В случае сбоя в графике движения пассажирских поездов начальник поезда должен сообщить в ОДБ и место приписки вагона время задержки поезда и количество пассажиров, следующих в поезде.
17. В случае выявления пассажиров в нетрезвом состоянии или нарушающих общественный порядок:
- в спокойной вежливой форме сделать замечание пассажиру, предложить занять свое место и не нарушать общественный порядок;
- если пассажир не реагирует на замечания, через поездную радиосвязь вызвать работников милиции для высадки пассажира из поезда с обязательным составлением акта о снятии и отметкой в проездном документе (билете).
18. При обнаружении в вагонах подозрительных лиц или предметов следует руководствоваться Памяткой для работников железнодорожного транспорта по действиям при анонимных сообщениях о террористических актах, обнаружении взрывных устройств, подозрительных лиц и предметов.