6.1. ОБЯЗАННОСТИ НАЧАЛЬНИКА ПОЕЗДА:
После отправления поезда начальник поезда обязан:
а) объявить по поездной радиосвязи маршрут следования поезда, время прибытия на конечную станцию, ознакомить пассажиров с составом поездной бригады, месторасположением и графиком работы вагона-ресторана (кафе), с перечнем и стоимостью предоставляемых платных услуг, объявить места прохождения таможенного контроля, ознакомить пассажиров с правилами поведения, провоза и размещения ручной клади в вагоне, пожарной безопасности в пути следования;
- держать постоянно включенной на прием радиостанцию для радиосвязи с машинистом локомотива и проверять ее каждый раз при смене локомотива;
в) контролировать в пути следования состояние работников поездной бригады, выполнение проводниками должностных обязанностей, соблюдение формы одежды, графика дежурства, правильность размещения ручной клади пассажирами;
- контролировать за своевременностью выдачи квитанций за услуги пассажирам;
- проводить обязательную проверку в пути следования не менее 2-х раз в сутки правильности размещения груза в вагонах — ПКХ, багажных, почтовых, арендованных и других вагонах, следующих в составе поезда;
- осущесвлять совместно с поездным электромехаником технический контроль за системой отопления плиты и холодильными установками вагона-ресторана. Принимать меры по устранению в пути следования неисправностей этого оборудования;
-осущетвлять совместно с поездной бригадой технический контроль за исправным содержанием вагонов и нормальной работой вагонного оборудования, при обнаружении неисправностей вагонного оборудования, возникших в пути следования, дать заявку на промежуточных станциях и требовать их устранения;
- вносить все изменения в составе пассажирского поезда в натурные листы, руководствуясь п.4.4.2 инструкции №ЦЧУ/4895, при этом: при прицепке вагонов вносятся сведения о каждом прицепляемом вагоне путем натурного списывания с указанием номера, рода, тары, станции и дороги назначения. В графе «Примечание» указывать номер и дату приказа на прицепку вагонов. По окончании записи данных о вагонах заполнять сведения о составе поезда. Новые данные заверять подписью начальника поезда и личным штемпелем. Отцепленные от поезда вагоны вычеркиваются из натурного листа и вносятся изменения в сведения о пассажирском поезде, которые заверяются подписью начальника поезда и личным штемпелем. При смене направления движения поезда начальник пассажирского поезда обеспечивает передачу натурного листа из одного головного вагона в другой;
- следить за экипировкой вагонов топливом и водой, предусмотренной по пути следования пассажирского поезда;
- принимать меры по оказанию первой медицинской помощи заболевшим пассажирам, вызывая в необходимых случаях медицинских работников из числа пассажиров или из медпункта ближайшей железнодорожной станции;
- контролировать заполнение проводниками вагонов при приемке-сдаче смены в бланке учета населенности и расхода постельного белья с обязательной отметкой о количестве проездных билетов и пассажиров в вагоне и количестве комплектов постельного белья, выданных пассажирам (см. приложение № 6);
- составлять своевременно телеграммы и передавать их под расписку дежурному по вокзалу на железнодорожных станциях, установленных Правилами учета и передачи сведений о свободных и освобождающихся местах;
- производить по мере накопления постельного белья, а также в пунктах оборота его опломбирование;
- допускать пассажира в вагон в случае неправильного оформления кассой проездных документов пассажиру или выдачи ему билета без наличия свободных мест в вагоне , в том числе и при продаже билетов на одно место, принять меры к предоставлению ему места. В таких случаях начальник поезда составляет акт в трех экземплярах. По прибытии в пункт формирования акты сдаются в резерв проводников вагонов при отчете у начальника резерва проводников;
В условиях выхода из строя вычислительного комплекса АСУ Экспресс-2 по решению администрации пассажирского комплекса и руководства ИВЦ начальники поездов организуют передачу освобождающихся в поезде мест.
При отсутствии данных о наличии мест в поезде посадка пассажиров в поезд производится посадочной бригадой и начальником поезда без проездных документов на свободные места в поезде с дальнейшим оформлением проезда в поезде начальником поезда согласно пар.30 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте.
Начальники поездов совместно с поездными бригадами производят беспрепятственную посадку пассажиров на свободные места в поезде в соответствии сложившихся ситуаций и с оформленными ручным способом проездными документами.
Сведения, подтверждающие посадку пассажиров, с последующим оформлением проезда в поезде передаются начальником поезда в ЛБК/ОДБ по маршруту следования поезда на первой станции подачи телеграмм.
- периодически проверять санитарное и техническое состояние вагонов. Следить за тем, чтобы в туалетах вагонов имелось мыло, туалетная бумага, в период отопления температура в вагонах была нормальной, а проводники обеспечивали пассажиров чаем не менее трех раз в сутки;
- включать по установленному расписанию поездное радио, систематически передавать специально подготовленные информации о соблюдении пассажирами правил пожарной безопасности и личной безопасности при проезде в поездах. Независимо от расписания работы радиопункта в период с 8.00 до 23.00 по местному времени передавать объявления о времени прибытия, отправления и продолжительности стоянки поезда на станциях;
- при обнаружении поездной бригадой безбилетных пассажиров или провоза излишней ручной клади, начальник поезда должен: взыскать с пассажира, стоимость проезда или провоза излишней ручной клади, составить акт, взять объяснение от проводника вагона;
- Проверять при проведении ревизий контролерами-ревизорами и другими должностными лицами у них наличие соответствующих документов на право ревизии, потребовать зарегистрироваться в рейсовом журнале с указанием фамилии, занимаемой должности, номеров документов на право ревизии, после чего оказать необходимое содействие в проведении ревизии.
Результаты ревизии должны быть отражены в рейсовом журнале за подписями проверяющих лиц и начальника поезда. При разногласиях начальник поезда обязательно записывает свое мнение;
- выдать по требованию пассажира книгу отзывов и предложений;
- принимать своевременно меры к пассажирам, нарушающим общественный порядок;
- принимать меры при возникновении угрозы безопасности движения или пожарной опасности согласно действующим инструкциям;
- опломбировать радиокупе при отцепке вагона с радиокупе в пути следования;
- обеспечивать при отцепке вагона от поезда размещение пассажиров отцепленного вагона;
- принимать меры по недопущению остановки поезда стоп-краном за исключением случаев, предусмотренных правилами применения стоп-крана. При срыве стоп-крана в вагоне, выяснить причину остановки поезда, составить акт об обстоятельствах и причинах, произвести опломбирование рукоятки стоп-крана.
При обслуживании локомотива одним машинистом без помощника машиниста начальник поезда в пути следования обязан:
- проверять с машинистом на станции прицепки локомотива к составу и смены машинистов работу УКВ радиосвязи с записью, соответственно, в журналы ВУ-8А и Т2-152 с указанием фамилий машиниста и начальника поезда;
Отправление поезда с неисправной радиосвязью между начальником пассажирского поезда и машинистом запрещается.
В пути следования радиостанция в служебном купе должна быть постоянно включена.
Проводник, получив от машиниста информацию в отсутствие начальника поезда, обязан немедленно сообщить ему о ее содержании.
- выяснять причины срабатывания устройств дистанционного контроля за состоянием поезда по указанию машиниста на перегонах и станциях, где не предусмотрены осмотрщики вагонов, осматривает состав, организует сокращенное опробование тормозов следующим порядком : по сигналу начальника поезда или проводника хвостового вагона «произвести торможение» ручной сигнал — поднятая вертикально рука, ночью фонарем с прозрачно белым огнем, машинист отвечает одним коротким свистком локомотива и приступает к торможению. Начальник поезда или проводник хвостового вагона наблюдают за торможением по двум последним вагонам: прижались ли тормозные колодки к ободам колес и выход штока тормозного цилиндра на 130…160 мм с учетом хомута. После этого начальник поезда или проводник хвостового вагона дает сигнал «отпустить тормоза» движением руки перед собой по горизонтальной линии, ночью фонарем с прозрачно-белым огнем. Машинист отвечает двумя короткими свистками локомотива и отпускает тормоза. Начальник поезда или проводник хвостового вагона проверяют отошли ли тормозные колодки и зашел ли шток тормозного цилиндра ( по двум последним вагонам) . После проведения сокращенного опробования тормозов начальник поезда делает отметку у машиниста в справке формы ВУ — 45 о выполнении сокращенного опробования тормозов.
- осматривать при наезде на людей, автотранспорт, посторонние предметы по указанию машиниста место происшествия, оказывать помощь пострадавшим и принимать меры к устранению возникшего препятствия для движения;
В случае отсутствия радиосвязи с машинистом локомотива при вызове, необходимо пройти к локомотиву и выяснить причину.
- принять меры в случае возникновения пожара на локомотиве по закреплению состава, доложить машинисту о закреплении состава и оказать помощь в тушении пожара;
- оградить поезд при затребовании вспомогательного локомотива, пожарного или восстановительного поезда по указанию машиниста, со стороны ожидаемой помощи в соответствии пункта 3.13 Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации;
- принять меры к закреплению состава в случае снятия напряжения в контактной сети по указанию машиниста;
организовать и контролировать закрепление и ограждение поезда, проверку состояния сцепных приборов у разъединившихся вагонов, замену тормозных рукавов вынужденной остановки пассажирского поезда, в том числе, при разъединении (саморасцеплении) вагонов пассажирского поезда, по указанию машиниста локомотива, переданному по радиосвязи,
- немедленно выяснять причину любой остановки поезда не по расписанию, вызывая машиниста поезда, в соответствии с обстановкой для обеспечения безопасности движения и выполнения графика движения поезда.
При отсутствии сообщения от машиниста о причинах остановки, начальник пассажирского поезда после трехкратного вызова машиниста по радиосвязи и неполучения ответа скрывает стоп-кран в штабном вагоне и организовывает приведение в действие имеющихся в составе ручных тормозов и лично у машиниста уточняет отсутствие радиосвязи и причину остановки;
и/ при невозможности ведения пассажирского поезда машинистом, из кабины машиниста сообщить по радиосвязи о случившемся дежурному по станции /поездному диспетчеру/;
сообщать при любой остановке поезда машинисту о готовности к отправлению.