Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации

Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации в соответствии с основными положениями, установленными Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, конкретизирует правила:

Регламент организации работы резервов проводников — 6. Обязанности начальника поезда и проводников пассажирских вагонов в пути следования

6. Обязанности начальника поезда и проводников пассажирских вагонов в пути следования

6.1. ОБЯЗАННОСТИ НАЧАЛЬНИКА ПОЕЗДА:

После отправления поезда начальник поезда обязан:

а) объявить по поездной радиосвязи маршрут следования поезда, время прибытия на конечную станцию, ознакомить пассажиров с соста­вом поездной бригады,  месторасположением и графиком работы вагона-ресторана (кафе), с перечнем и стоимостью предоставляемых платных услуг, объявить места прохождения таможенного контроля, ознакомить пассажиров с правилами поведения, провоза и размещения ручной клади в вагоне, пожарной безопасности в пути следования;

- держать постоянно включенной на прием радиостанцию для радиосвязи с машинистом локомотива и проверять ее каждый раз при смене локомотива;

в) контролировать в пути следования состояние работников поездной бригады, выполнение проводниками должностных обязанностей, соб­людение формы одежды, графика дежурства, правильность размещения ручной клади пассажирами;

- контролировать за своевременностью выдачи квитанций за услуги пассажирам;

- проводить обязательную проверку в пути следования не менее 2-х раз в сутки правильности размещения груза в вагонах — ПКХ, багажных, почтовых, арендованных и других вагонах, следующих в составе поезда;

- осущесвлять совместно с поездным электромехаником  техни­ческий контроль за системой отопления плиты и холодильными уста­новками вагона-ресторана. Принимать меры по устранению в пути следования неисправностей этого оборудования;

-осущетвлять совместно с поездной бригадой  технический контроль за исправным содержанием вагонов и нормальной работой вагонного оборудования, при обнаружении неисправностей вагонного оборудования, возникших в пути следования, дать заявку на промежуточных станциях и требовать их устранения;

- вносить все изменения в составе пассажирского поезда в натурные листы, руководствуясь п.4.4.2  инструкции №ЦЧУ/4895, при этом: при прицепке вагонов вносятся сведения о каждом прицепляемом вагоне путем натурного списывания с указанием номера, рода, тары, станции и дороги назначения. В графе «Примечание» указывать номер и дату приказа на прицепку вагонов. По окончании записи данных о вагонах заполнять сведения о составе поезда. Новые данные заверять подписью начальника поезда и личным штемпелем. Отцепленные от поезда вагоны вычеркиваются из натурного листа и вносятся изменения в сведения о пассажирском поезде, которые заверяются подписью начальника поезда и личным штемпелем. При смене направления движения поезда начальник пассажирского поезда обеспечивает передачу натурного листа из одного головного вагона в другой;

- следить за экипировкой вагонов топливом и водой, предус­мотренной по пути следования пассажирского поезда;

- принимать меры по оказанию первой медицинской помощи за­болевшим пассажирам, вызывая в необходимых случаях медицинских работников из числа пассажиров или из медпункта ближайшей железно­дорожной станции;

- контролировать заполнение  проводниками вагонов при приемке-сдаче смены в бланке учета населенности и расхода постельного белья с обязательной отметкой о количестве проездных билетов и пассажиров в вагоне и количест­ве комплектов постельного белья, выданных пассажирам (см. приложение № 6);

- составлять своевременно  телеграммы и передавать их под рас­писку дежурному по вокзалу на железнодорожных станциях, установлен­ных Правилами учета и передачи сведений о свободных и освобождаю­щихся местах;

- производить по мере накопления постельного белья, а также в пунктах оборота  его опломбирование;

- допускать пассажира в вагон в случае неправильного оформления  кассой  проездных докумен­тов пассажиру  или выдачи ему  билета  без наличия  свободных мест  в вагоне , в том числе и при продаже  билетов на одно место,  принять меры  к предоставлению ему места. В таких  случаях  начальник поезда  составляет акт в трех экземплярах. По прибытии в пункт формирования  акты сдаются  в резерв проводников вагонов при отчете у начальника резерва проводников;

В условиях выхода из строя вычислительного комплекса АСУ Экспресс-2 по решению администрации пассажирского комплекса и руководства ИВЦ начальники поездов организуют передачу освобождающихся в поезде мест.

При отсутствии данных о наличии мест в поезде посадка пассажиров в поезд производится посадочной бригадой и начальником поезда без проездных документов на свободные места в поезде с дальнейшим оформлением проезда в поезде начальником поезда согласно пар.30 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте.

Начальники поездов совместно с поездными бригадами производят беспрепятственную посадку пассажиров на свободные места в поезде в соответствии сложившихся ситуаций и с оформленными ручным способом проездными документами.

Сведения, подтверждающие посадку пассажиров, с последующим оформлением проезда в поезде передаются начальником поезда в ЛБК/ОДБ по маршруту следования поезда на первой станции подачи телеграмм.

- периодически проверять  санитарное  и техническое  состоя­ние  вагонов.                                Следить за тем, чтобы в туалетах  вагонов  имелось мыло, туалетная бумага, в период отопления  температура  в вагонах была  нормальной, а проводники  обеспечивали  пассажиров чаем  не менее трех раз в  сутки;

- включать по установленному  расписанию   поездное радио, систематически  передавать  специально  подготовленные  информа­ции о соблюдении пассажирами правил  пожарной безопасности и личной безопасности при проезде в поездах. Независимо  от расписа­ния работы радиопункта в период с 8.00 до 23.00 по местному времени передавать  объявления  о времени прибытия, отправления и про­должительности стоянки поезда на станциях;

- при обнаружении поездной бригадой безбилетных пассажиров или провоза излишней ручной клади, начальник поезда должен: взыскать с пассажира, стоимость проезда или провоза излишней ручной клади, составить акт, взять объяснение  от проводника вагона;

- Проверять при проведении ревизий  контролерами-ревизорами и другими должностными  лицами  у них наличие соответствующих  доку­ментов на право ревизии, потребовать зарегистрироваться  в рейсовом журнале с указанием фамилии, занимаемой  должности, номеров доку­ментов на право ревизии,  после чего оказать  необходимое содей­ствие  в проведении ревизии.

Результаты ревизии  должны  быть отражены в рейсовом журнале   за подписями проверяющих  лиц и начальника поезда. При разногласиях начальник поезда обязательно записывает свое мнение;

- выдать по требованию пассажира    книгу отзывов и предло­жений;

- принимать своевременно  меры к пассажирам, нарушающим общественный порядок;

- принимать меры при возникновении угрозы  безопасности движения  или пожарной  опасности сог­ласно действующим инструкциям;

- опломбировать радиокупе при отцепке  вагона с радиокупе в пути следования;

-  обеспечивать при отцепке вагона  от поезда   размещение  пассажиров отцеплен­ного вагона;

- принимать меры  по недопущению остановки  поезда  стоп-краном  за исключением  случаев, предус­мотренных  правилами  применения стоп-крана. При срыве  стоп-крана в вагоне, выяснить причину  остановки поезда, составить  акт  об обстоятельствах  и причинах, произвести опломбирование  рукоятки стоп-крана.

При обслуживании  локомотива одним машинистом без помощника машиниста начальник  поезда в пути следования обязан:

- проверять с машинистом на станции  прицепки локомотива к составу и смены машинис­тов работу УКВ радиосвязи  с записью, соответственно,  в журналы ВУ-8А и Т2-152 с указанием фамилий машиниста  и начальника  поезда;

Отправление  поезда с  неисправной радиосвязью между  на­чальником пассажирского поезда  и ма­шинистом запрещается.

В пути следования  радиостанция  в служебном купе  должна быть постоянно включена.

Проводник,  получив  от машиниста информацию  в отсутствие начальника поезда, обязан немедленно  сообщить ему о ее содержании.

- выяснять причины срабатывания устройств дистанционного контроля за состоянием поезда по указанию  машиниста на перегонах и станциях, где не предусмотрены осмотрщики вагонов, осматривает состав, организует сокращенное опробование  тормозов следующим порядком : по сигналу начальника поезда или проводника хвостового вагона «произвести торможение» ручной сигнал — поднятая вертикально рука, ночью фонарем с прозрачно белым огнем, машинист отвечает одним коротким свистком локомотива и приступает к торможению. Начальник поезда или проводник хвостового вагона наблюдают за торможением по двум последним вагонам: прижались ли тормозные колодки к ободам колес и выход штока тормозного цилиндра на 130…160 мм с учетом хомута. После этого начальник поезда или проводник хвостового вагона дает сигнал «отпустить тормоза» движением руки перед собой по горизонтальной линии, ночью фонарем с прозрачно-белым огнем. Машинист отвечает  двумя короткими свистками локомотива и отпускает тормоза. Начальник поезда или проводник хвостового вагона проверяют отошли ли тормозные колодки и зашел ли шток тормозного цилиндра ( по двум последним вагонам) . После проведения сокращенного опробования тормозов начальник поезда делает отметку у машиниста в справке формы ВУ — 45 о выполнении сокращенного опробования тормозов.

- осматривать при наезде на людей, автотранспорт, посторонние предме­ты по указанию машиниста место происшествия, оказывать  по­мощь пострадавшим  и принимать  меры к устранению  возникшего препятствия для движения;

В случае отсутствия радиосвязи  с машинистом  локомотива при вызове, необходимо  пройти к локомотиву и выяснить  причину.

- принять меры в случае возникновения пожара на локомотиве  по закреплению  состава, доложить машинисту о закреплении состава и оказать помощь в тушении пожара;

- оградить поезд при затребовании вспомогательного  локомотива, пожарного или восстановительного поезда по указанию  машиниста, со стороны  ожидаемой помощи в соответствии  пункта 3.13 Инструкции  по сигнализации на железных дорогах  Российской Федерации;

- принять меры к закреплению состава в случае снятия напряжения в контактной сети  по указанию машиниста;

организовать и контролировать закрепление и ограждение поезда, проверку состояния сцепных приборов у разъединившихся вагонов, замену тормозных рукавов вынужденной остановки пассажирского поезда, в том числе, при разъединении (саморасцеплении) вагонов пассажирского поезда, по указанию машиниста локомотива, переданному по радиосвязи,

- немедленно выяснять  причину  любой остановки поезда не по рас­писанию, вызывая машиниста поезда, в соответствии с обстановкой  для обеспечения  безопасности  движения  и выпол­нения  графика движения поезда.

При отсутствии сообщения от машиниста о причинах остановки, начальник пассажирского поезда  после трех­кратного вызова машиниста по  радиосвязи и неполучения  ответа скрывает стоп-кран в штабном вагоне  и организовывает  приве­дение  в действие  имеющихся  в составе  ручных тормозов  и лично у машиниста уточняет отсутствие  радиосвязи и причину остановки;

и/ при невозможности  ведения пассажирского поезда  маши­нистом, из кабины машиниста  сообщить  по радиосвязи  о  случив­шемся  дежурному  по станции /поездному диспетчеру/;

сообщать при любой остановке  поезда  машинисту  о готовности  к отправлению.