Согласно инструкции проводнику пассажирских вагонов ЦЛ–614 от 05.11.98г. и инструкции проводника пассажирского вагона межгосударственного сообщения от 13.09.96г. проводник пассажирских вагонов ОБЯЗАН:
I. Прибыть к месту работы в установленное время в чистой и опрятной форменной одежде. Проводник пассажирского фирменного поезда на левой стороне форменной одежды должен носить визитную карточку установленного образца.
Предъявить дежурному нарядчику поездных бригад при явке на работу: личную медицинскую книжку, страховой медицинский полис, удостоверение личности, удостоверение о проверке знаний ПТЭ, на право обслуживания установок напряжением до 1000 В, на право обслуживания хвостового вагона. Расписывается у инструктора поездных бригад в учетных книгах о прохождении инструктажа по охране труда, техники безопасности, пожарной безопасности, о работе в установленном объеме, а также за график дежурства в рейсе, пункте оборота и формирования.
После прохождения инструктажа получить у нарядчика маршрутный лист с обязательной росписью за его получение, у начальника поезда получить бланк населенности и расхода постельного белья ф. ЛУ-72.
2. При приемке вагона или перед отправлением в рейс проводник вагона обязан проверить:
а/ наличие пломб на стоп-кранах и рукоятках привода аварийных выходов;
б/ санитарное состояние вагона, наличие постельного белья, туалетной бумаги /при приемке от комплексной бригады или от сменщика/;
в/ обеспеченность вагона, водой, работу питьевой точки;
г/ исправность поручней, переходных площадок, тамбурных откидных площадок, а также дверей и дверных замков по всему вагону;
д/ состояние кранов, умывальных чаш, унитазов, механизмов смыва унитазов, а также наличие воды в баках санузлов;
е/ нет ли утечек тока на корпус вагона в системе электрооборудования /проверяется по сигнальным лампам, установленным на щите или пульте управления/;
ж/ работоспособность и производительность вентиляционных агрегатов и исправность сигнализации нагрева букс (СКНБ) /проверяется совместно с электромехаником поезда, при необходимости проводник вагона получает консультацию от электромеханика по правилам пользования указанным оборудованием/;
з/ наличие и исправность огнетушителей проверяется согласно инструкции ЦЛ-ЦОУ/448 по количеству и сроку годности;
и/ наличие съемного оборудования и имущества проверяется по книге формы ФИУ-11;
к/ наличие журнала приемки, сдачи и технического состояния оборудования пассажирского вагона проверяется по книге (ВУ-8);
л/ наличие дров или брикетов для растопки кипятильников;
м/ укомплектованность дезинфицирующими средствами и уборочным инвентарем;
н/ исправность пожарных кранов в котельном отделении и туалете не тормозного конца вагона и наличие инвентарных шлангов к ним;
о/ наличие пепельниц в местах, отведенных для курения;
п/ наличие и исправность приводных ремней подвагонных генераторов или карданного привода и напряжение аккумуляторных батарей;
р/ в вагонах, оборудованных установкой пожарной сигнализации (УПС), наличие и исправность извещателей дыма в количестве 13 штук, наличие и работу /горит зеленый светодиод/ блока управления УПС;
с/ действие ручного тормоза;
т/ состояние распределительных щитов, панели автоматики, работоспособность потребителей электроэнергии на функционирование включением и выключением их с пульта, или щита управления;
у/ исправность кипятильника /видимого и по показаниям прибора/ и наличие пламяотражателя в топке титана;
ф/ исправность хвостовых и сигнальных фонарей;
В комплект уборочного инвентаря входят: пылесос, веник просяной, ведро для мусора, совок, отдельные маркированные ведра и тряпки для уборки вагона, полов и туалетов, полок, ерши для мытья унитазов, дезодоранты, обтирочный материал, резиновые перчатки. Ведра, должны иметь маркировку "для туалетов", "для мусора", "для пола", "для полок";
3. В отопительный сезон проводник дополнительно обязан:
а/ проверить исправность сети отопления в рабочем состоянии, наличие колосников в топке, исправность ручного и циркуляционного насосов;
б/ проверить наличие воды в системе отопления и обеспеченность вагона топливом, при отсутствии экипировочной бригады получить топливо по нормам, предусмотренным Инструкцией по техническому обслуживанию отопительной установки пассажирского вагона;
в/ не допускать хранение в котельном отделении дров, обтирочного материала и других горючих материалов;
4. При обнаружении неисправностей в вагоне и невозможности устранения их своими силами проводник вагона обязан заявить об этом начальнику поезда для принятия немедленных мер к их устранению.
5. После приемки вагона проводник должен получить продукты чайной торговли /чай, сахар, кондитерские изделия/, проводник хвостового вагона, кроме того, обязан получить в кладовой сумку с петардами и хранить ее в служебном отделении вагона.
Проводник обязан проверить количество мешков с бельем по вагонной книге формы ФИУ-19 и количество комплектов в каждом мешке, культинвентарь и другие предметы, необходимые для обслуживания пассажиров в соответствии с типом вагона и категорией поезда.
6. Проводник обязан произвести запись показаний измерительных приборов в дополнительный журнал в ВУ-8 перед отправлением поезда.
7. Проводник должен навесить или установить в оконный проем маршрутную доску, а с внутренней стороны окон служебного купе и косого коридора — таблички с порядковым номером вагона согласно схеме формирования поезда, провентилировать вагон перед посадкой пассажиров, при необходимости надеть приводной ремень.
8. При подаче пассажирского поезда на посадку пассажиров в вагоне должна поддерживаться температура в зимнее и переходное время года (18-22)°С, в летнее — (22-26)°С. Температура воздуха в пассажирском помещении вагона нормируется в зимнее и переходное время года для всех типов вагонов, а в летнее время года — только для пассажирских вагонов с полным кондиционированием воздуха.
9. Во время посадки пассажиров в пассажирский поезд проводник обязан:
- находиться снаружи пассажирского вагона возле открытой двери рабочего тамбура и проверять у пассажиров проездные документы (наличие и правильность оформления), сверив предварительно соответствие документа, удостоверяющего личность с проездным документом, следить и нести ответственность за соблюдением правил перевозки ручной клади, согласно действующим нормам; не допускать к посадке пассажиров с легковоспламеняющимися и взрывоопасными материалами и веществами; разъяснять пассажирам правильность размещения ручной клади в вагоне;
- предупреждать пассажиров о том, чтобы они не забыли свои билеты у провожающих лиц, а за 5 мин. до отправления поезда предупреждать провожающих лиц об отправлении пассажирского поезда;
- не допускать в вагон пассажиров, находящихся в сильной степени опьянения.
10. Провозить с собой бесплатно личные вещи массой до 50 кг;
11. Проверять перед отправлением в рейс наличие, исправность и чистоту хвостовых сигналов, а в пути следования следить за их горением.
12. Закрывать двери после отправления поезда и провожать станцию, стоя у закрытой двери. С открытыми дверями провожают станцию проводники штабного и хвостового вагона. Проводники вагонов должны наблюдать за движением поезда, в случае обнаружения не отпуска тормозов, искрения или других неисправностей принять меры к их устранению или при необходимости к остановке поезда.