3.1. Начальник поезда должен знать:
все формы проездных документов внутреннего и международного сообщений, порядок их заполнения;
документы, дающие право на ревизию и комиссионную проверку пассажирского поезда;
расположение железнодорожных станций и пунктов пересадок на обслуживаемом направлении;
должностные обязанности работников поездной бригады.
3.2. Начальник поезда подчиняется руководителю резерва проводников, а в пути следования (в оперативном порядке) — руководителям подразделений железных дорог, ведающих пассажирскими перевозками.
3.3. Начальнику поезда, непосредственно подчинен поездной электромеханик и включенные в поездную бригаду проводники пассажирских вагонов.
3.4.Начальник поезда должен уметь:
пользоваться поездной радиостанцией, радиопунктом, комплексом поездной радиосвязи;
рассчитать стоимость проезда пассажира по маршруту следования пассажирского поезда и оформить проезд, установленного нормативными актами МПС России;
пользоваться контрольно-кассовой машиной БПМ-3Ф;
пользоваться указателем пассажирских маршрутов, служебными книжками расписания движения пассажирских поездов;
разрешать конфликтные ситуации между работниками поездной бригады и пассажирами.
3.5. Проводник пассажирских вагонов должен знать:
общее устройство электрооборудования, вентиляции, бытовых холодильников и водоохладителей, установок принудительной вентиляции и кондиционирования воздуха, пожарной сигнализации (УПС), циркуляционных насосов, кипятильников и других устройств пассажирских вагонов, обеспечивать правильную эксплуатацию данных устройств, а также обеспечивать сохранность внутреннего оборудования и инвентаря;
все виды проездных документов, квитанций доплат;
документы, дающие право ревизии и комиссионной проверки пассажирского поезда;
расположение железнодорожных станций и пунктов пересадок на обслуживаемом направлении.
3.6. С момента выхода на работу проводники в пункте формирования пассажирского поезда, а проводники прицепных вагонов с момента прицепки их вагонов в пути следования подчиняются непосредственно начальнику поезда, а по техническим вопросам эксплуатации оборудования вагонов — поездному электромеханику (ПЭМ).
3.6. Проводник пассажирских вагонов должен быть вежливым и внимательным, уделять особое внимание этике в обращении со всеми пассажирами поезда, не допускать возникновения с пассажирами конфликтных ситуаций, требовать от пассажиров соблюдения правил проезда.
3.7. Работники поездных бригад, обслуживающих поезда межгосударственного сообщения дополнительно должны знать межгосударственный пассажирский тариф, требования паспортных и таможенных правил, действующих в государствах, куда следует поезд.