Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации

Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации в соответствии с основными положениями, установленными Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, конкретизирует правила:

Правила по действиям в экстримальным ситуациям — 21. Действия локомотивной бригады (бригады сспс) при возникновении пожара в поезде, на локомотиве (сспс)

21. Действия локомотивной бригады (бригады сспс) при возникновении пожара в поезде, на локомотиве (сспс)

21.1. Действия локомотивной бригады при обнаружении пожара в поезде

При обнаружении пожара на локомотиве или в составе поезда при следовании по перегону:

21.1.1. Машинисту остановить поезд на участке, по возможности горизонтальном и благоприятном для подъезда пожарных автомобилей (у шоссейных дорог, переездов).

21.1.2. Категорически запрещается останавливать поезд с горящими вагонами, независимо от рода груза: на железнодорожных мостах, в тоннелях, под мостами, вблизи трансформаторных подстанций, тяговых подстанций, сгорае­мых строений или других местах, создающих угрозу быстрого распростране­ния огня или препятствующих организации тушения пожара и эвакуации пассажиров.

21.1.3. В отдельных случаях, когда поезд находится на неблагоприятном участке пути (выемка, высокая насыпь и т.д.) или, когда пожар потушить имеющимися средствами не представляется возможным, машинист поезда, убедившись по документам в отсутствии в горящем и рядом стоящих вагонах опасных грузов, 1-3 классов, по согласованию с поездным диспетчером может продолжить следование до бли­жайшей станции, сообщив о пожаре и роде горящего груза ДНЦ или ДСП, на которую следует поезд, для принятия ими мер.

21.1.4. После остановки поезда сделать заявку энергодиспетчеру о необходимости снятия напряжения в контактной сети.

21.1.5. До получения  письменного разрешения о снятия напряжения в контактной сети, с указанием номера приказа энергодиспетчера и времени снятия напряжения запрещается приближаться к проводам и другим частям контактной сети и воздушных линий на расстояние менее 2 м, а к оборванным проводам контактной сети на расстояние менее 8 м до их заземления.

21.1.6. До снятия напряжения в контактной сети тушение горящих грузов, крыш вагонов, стенок локомотива, находящихся на расстоянии менее 2 м от контактной сети, разрешается производить только углекислотными, аэрозольными и порошковыми огнетушителями, не приближаясь к проводам контактной сети ближе 2 м.

21.1.7. Использование воды, химических, пенных или воздушно-пенных огнетушителей разрешается только после снятия напряжения и заземления контактной сети.

21.1.8. Тушение горящих материалов, расположенных на расстоянии более 7 м от контактной сети, находящейся под напряжением, допускается любыми средствами пожаротушения без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пенного раствора не приближалась к контактной сети на расстоянии менее 2 м.

21.1.9. Ответственность за организацию и руководство тушением пожара до прибытия пожарных подразделений, спасение пассажиров:

21.1.9.1. На станции возлагается на начальника станции, его заместителя, а в их отсутствие на дежурного по станции.

21.1.9.2. На перегоне в случае пожара на вагонах пассажирского поезда возлагается на начальника поезда, в остальных случаях — на машиниста локомотива (МВПС, ССПС).

21.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЖАРА В ГРУЗОВОМ ПОЕЗДЕ

При возникновении пожара в грузовом поезде:

21.2.1. После остановки поезда принять меры к его удержанию на месте и уточнить вагон, в котором обнаружен пожар.

21.2.2. Вскрыть пакет с перевозочными документами, установить наименование груза в горящем и рядом стоящих вагонах, а при наличии опасного груза (его количество, номер аварийной карточки и размеры опасной зоны).

21.2.3. При тушении пожара в вагонах с горючими  грузами локомотивная бригада одновременно с вызовом пожарного подразделения производит рас­цепку поезда и отвод горящих вагонов от других на расстояние 200 м и в такое место, где в радиусе примерно 200 м не будет пожароопасных объек­тов;

21.2.4. При пожаре цистерн с легковоспламеняющимися (ЛВЖ) и горючими (ГЖ) жидкостями горящие цистерны следует отвести от поезда в такое место, где в радиусе примерно 200 м отсутствуют пожароопасные объекты. При опасности взрыва цистерн с ЛВЖ радиус такой зоны должен быть не менее 250 м. Тушение ЛВЖ и ГЖ производится пенными и порошковыми огнетушителями, землёй и песком;

21.2.5. При пожаре в вагоне со сжатыми и  сжиженными  газами  в  баллонах, локомотивная бригада отцепляет и отводит горящий вагон от поезда на 200 м и одновременно приступает к его тушению имеющимися в её распоряжении средствами пожаротушения.

21.2.6. При пожаре цистерны со сжижённым, сжатым и растворённым под давлением газом и возникновении опасности её взрыва, горящую цистерну следует отвести на безопасное расстояние и организовать её охрану. Тушение такой цистерны огнетушителями запре­щается.

21.2.7. При пожаре в вагоне со взрывчатыми материалами (ВМ) локомотивная бригада обязана немедленно расцепить поезд, отвести горящий вагон на безопасное расстояние, указанное в аварийной карточке, но не менее 800 м и действовать далее в соответствии с требованиями, изложенными в аварийной карточке на данный вид груза или инструкции, находящейся у сопровождающих лиц, при наличии таковых.

21.3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЖАРА НА ЭЛЕКТРОВОЗЕ

При возникновении пожара на электровозе:

21.3.1. Перевести в нулевое положение рукоятку контроллера, выключить вспомогательные машины, отключить быстродействующий выключатель, опус­тить токоприёмник и остановить поезд;

21.3.2. Подать сигнал пожарной тревоги (один длинный, 2 коротких) и сообщить о пожаре ДНЦ или ДСП ограничивающих перегон;

21.3.4. Принять меры к удержанию поезда на месте и отключить рубильник АБ;

21.3.5. Убедиться, что токоприёмник опущен и контактный провод не каса­ется крыши или имеющегося на ней оборудования;

21.3.6. Приступить вместе с помощником к тушению пожара, используя имеющиеся огнетушители и сухой песок;

21.3.7. Если пожар не может быть ликвидирован своими силами, отцепить электровоз и отвести его примерно на 50 м от вагонов и пожароопасных объектов.

21.3.8. После ликвидации пожара, подача напряжения на электровоз или МВПС, где имело место повреждение электроап­паратов и проводов, запрещается. Электровоз или МВПС, повреждённые пожаром, должны следовать в депо с опущенными токоприёмниками и отключенной цепью управления.

21.4. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЖАРА НА ТЕПЛОВОЗЕ (ССПС)

При возникновении пожара на тепловозе (ССПС):

21.4.1. Перевести рукоятку контроллера в нулевое положение, остановить дизель горящей секции и остановить поезд (ССПС);

21.4.2. Подать сигнал пожарной тревоги (один длинный, 2 коротких) и сообщить о пожаре ДНЦ или ДСП ограничивающих перегон;

21.4.3. Немедленно если позволяют обстоятельства, не дожидаясь остановки поезда, направить помощника машиниста на тушение пожара;

21.4.4. Принять меры к удержанию поезда (ССПС) на месте, выключить все приборы управления и рубильник АБ;

21.4.4. При небольшом очаге пожара ликвидировать его, имеющимися огнетушителями;

21.4.5. На тепловозах, оборудованных установкой пожаротушения, при значительном пожаре привести её в действие, соблюдая технику безопасности при пользовании этой установкой;

21.4.6. Если пожар не может быть ликвидировать своими силами, отцепить тепловоз (ССПС) и отвести его от вагонов и других сооружений. После этого при опасности распространения огня с горящей секции на другую, секции рас­цепить на безопасное расстояние.

21.4.7. После ликвидации пожара запуск дизелей на тепловозах (ССПС), где имело место повреждение электроап­паратов и проводов, запрещается.