Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации

Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации в соответствии с основными положениями, установленными Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, конкретизирует правила:

Инструктивные указания по эксплуатации и ремонту вагонных букс с роликовыми подшипниками — 3. НАБЛЮДЕНИЕ И УХОД ЗА БУКСАМИ С РОЛИКОВЫМИ ПОДШИПНИКАМИ В ЭКСПЛУАТАЦИИ

3. НАБЛЮДЕНИЕ И УХОД ЗА БУКСАМИ С РОЛИКОВЫМИ ПОДШИПНИКАМИ В ЭКСПЛУАТАЦИИ

3.1.   Наружный осмотр букс производят в пунктах подготовки вагонов к перевозкам, формирования, технического об­служивания и оборота вагонов, а также в депо.

3.2.   Основным признаком возможной неисправности буксо­вого узла вагонов является, как правило, повышенный нагрев корпуса буксы. Однако встречаются такие неис­правности роликовых подшипников, которые на первона­чальной стадии не вызывают нагрева букс, но представ­ляют серьезную угрозу для безопасности движения поез­дов. Поэтому при встрече поездов в пунктах техническо­го обслуживания необходимо выявлять возможные неис­правности буксовых узлов по температурным режимам и внешним признакам.

3.3.   В пунктах технического обслуживания у прибывшего по­езда, кроме наружного осмотра букс и проверки крепле­ния крышек, на ощупь сразу же после прибытия поезда определяют температуру верхней части букс, которая по всему составу должна быть примерно одинаковой. Раз­решается для определения степени нагрева использо­вать специальные приборы, согласованные с МПС РФ.

Причинами повышенного нагрева букс являются:

а) излишнее количество смазки, при этом поверхность верхней части корпуса буксы нагревается равномерно, а из лабиринтной части буксы вытекает смазка. Для выяв­ления причин нагрева вскрыть смотровую крышку. Этот нагрев может произойти непосредственно после монта­жа (ревизии), что определяется по ее дате на бирке. Если монтаж производился за месяц или менее до выявления нагрева, то колесную пару можно допустить к эксплуата­ции;

б) заедание в лабиринте вследствие отсутствия зазора между лабиринтной частью корпуса буксы и лабиринт-

ным кольцом, при этом задняя часть корпуса буксы на­гревается больше передней. В этом случае колесную па­ру заменить;

в) ненормальная работа роликовых подшипников, вызы­вающая резко повышенный нагрев буксы. Это может про­изойти из-за неисправности подшипников: разрыва вну­треннего кольца, малого осевого и радиального зазоров подшипников, излома или износа сепаратора, отсутствия или потери смазкой своих свойств, неправильной сборки подшипников и других деталей, попадания посторонних тел (песок, металлические включения и т.п.), неправиль­ной сборки тележки (перекос рамы, неточная установка шпинтонов и т.д.). В этом случае прежде всего проверить внешним осмотром состояние буксового узла, затем вскрыть смотровую крышку для определения состояния подшипников и торцевого крепления. Предварительно переднюю часть буксы тщательно протереть. При обна­ружении вышеперечисленных или других неисправно­стей колесную пару заменить, а обе буксы этой колесной пары подвергнуть полной ревизии.

Также подвергать полной ревизии буксы колесных пар, выкатываемых по нагреву букс, обнаруженному прибора­ми ПОНАБ и ДИСК. При выкатке таких колесных пар бе­лой краской наносить на колесах надпись «Аварийная ПОНАБ». Использовать снег и воду для охлаждения буксы запрещается.

Крышку имеет право снимать старший осмотрщик ваго­нов пункта технического обслуживания или, как исключе­ние, осмотрщик вагонов, сдавший испытания на право производить промежуточную ревизию в установленном порядке. Крышку необходимо снимать с соблюдением условий, не допускающих попадания в буксу и крышку различных загрязнений, посторонних твердых частиц и влаги.

Характерные неисправности букс, выявляемые по внеш­ним признакам, приведены в «Инструкции осмотрщику вагонов» № ЦВ-ЦЛ-408.

3.4.   Во всех случаях разрушения роликовых подшипников в пути следования поездов необходимо вызывать для рас­следования представителей причастных предприятий (завод, депо), производивших ревизию буксовых узлов. Немедленно расследовать все случаи разрушения в пути следования роликовых подшипников вагонных колесных пар, результаты докладывать в установленном порядке, заполняя бланк «План расследования разрушения буксо­вого узла» (Приложение 5). Одновременно необходимо составлять и направлять рекламационные акты предпри­ятию, производившему последнее полное освидетельст­вование.

При предъявлении рекламационных материалов вагоно­строительной промышленности руководствоваться ГОСТ 4835, а вагонным депо и ремонтным заводам — ру­ководствами по деповскому и капитальному ремонтам.

3.5.   На все колесные пары, выкатываемые по нагреву букс, обнаруженному приборами ПОНАБ или ДИСК, системами контроля нагрева букс или осмотрщиками вагонов, и у которых при полных ревизиях букс будут обнаружены ро­ликовые подшипники с неисправностями или полностью разрушенные, составлять акт и заполнять бланк плана, в котором указывать, как был обнаружен нагрев (показани­ем ПОНАБ или ДИСК, системой контроля нагрева букс или осмотрщиком вагонов). Указанный выше план рас­следования и акты сразу же после осмотра направлять в железнодорожные администрации не позднее десяти­дневного срока.

Примечание. Полностью разрушенными считаются те подшип­ники, у которых при полной ревизии букс оказались раз­рушенными все детали (кольца, ролики, сепаратор).