Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации

Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации в соответствии с основными положениями, установленными Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, конкретизирует правила:

Инструктивные указания по эксплуатации и ремонту вагонных букс с роликовыми подшипниками — 4. ВИДЫ, СРОКИ И ПРАВИЛА РЕВИЗИИ БУКС С РОЛИКОВЫМИ ПОДШИПНИКАМИ

4. ВИДЫ, СРОКИ И ПРАВИЛА РЕВИЗИИ БУКС С РОЛИКОВЫМИ ПОДШИПНИКАМИ

4.1.   Полная ревизия

4.1.1. Полную ревизию букс с роликовыми подшипниками про­изводят при полном освидетельствовании колесных пар:

а) при деповском и текущем отцепочном ремонтах ваго­нов выкатываемым и подкатываемым колесным парам, проходившим последнее полное освидетельствование четыре и более лет для пассажирских и рефрижератор­ных вагонов и пять и более лет для грузовых вагонов, а также колесным парам, срок службы которых 15 лет и бо­лее, кроме колесных пар, ранее проходивших последнее полное освидетельствование не более 3-х месяцев;

Примечание. Разрешается производить обыкновенное освиде­тельствование колесным парам, срок службы которых 15 лет и старше, при условии дефектоскопирования осей.

б) при повреждении вагона от динамических ударов при падении груза;

в) через две обточки по предельному прокату или другим неисправностям поверхности катания колес грузовых вагонов и через обточку для колес пассажирских вагонов;

г) при каждой обточке колесных пар, работающих с редуктором, и колесных пар, выкаченных из-под шестиосных вагонов;

д) после схода вагона с рельсов у колесных пар сошедшей тележки;

е) при капитальном ремонте вагона;

ж) при всех видах планового ремонта подкатываемым колесным парам РУ-950 и РУ-1050 в соответствии с Инструктивным Указанием 3-ЦВРК;

з) при формировании и ремонте колесной пары со сменой элементов;

и) при неясности клейм и знаков последнего полного освидетельствования на торце шейки оси;

к) после удаления волосовин, плен, неметаллических включений и др.;

л) у поврежденных вагонов после крушения, аварии, маневровой работы;

м) при наличии на поверхности катания колес колесных пар:

- грузовых вагонов — неравномерного проката 2 мм и более, ползуна и навара 1 мм и более, разности диаметров колес на одной оси 3 мм и более;

- пассажирских вагонов — ползуна 1 мм и более, навара -0,5 мм и неравномерного проката 2 мм и более, а у колесных пар с приводом генераторов всех типов (кроме плоскоременных) — неравномерного проката 1 мм и более;

н) при отсутствии бирки или неясности клейм на ней, обнаруженных при ремонте или подкатке колесной пары;

о) при сварочных работах на вагоне или тележке без соблюдения требований п. 1.7.;

п) при недопустимом нагреве буксы или повреждении буксового узла, требующего демонтажа букс, а также отказе в работе привода редуктора от торца шейки оси, требующего его демонтажа;

р) при обнаружении в буксе пассажирского вагона редукторного масла. При неисправности одной буксы обязательно производить полную ревизию второй буксы колесной пары.

4.1.2. Полную ревизию букс осуществляют в пунктах, имеющих специально оборудованные производственные участки роликовых подшипников и удостоверение, выдаваемое железнодорожными администрациями.

4.1.3. Полную ревизию букс производят под непосредственным руководством и контролем мастера или бригадира, име­ющих удостоверение о сдаче испытаний на право полно­го освидетельствования колесных пар и полной ревизии букс.

Испытание и выдачу удостоверения на право полного освидетельствования и ревизии букс осуществляют в соответствии с п. 3.1.4 «Инструкции по осмотру, освиде­тельствованию, ремонту и формированию вагонных колесных  пар».  Лица,   выполняющие  монтаж, промежуточную ревизию, осмотр и ремонт подшипников, должны  сдать  также  испытания  и  получить удостоверение на право полной и промежуточной ревизии букс, осмотра и ремонта подшипников.





Рис.7. Бирки а) для двух болтов; б) для одного болта;

в) для промежуточной ревизии с обточкой

1 — месяц, год, номер пункта, производившего полное освидетельствова­ние колесной пары и монтаж букс; 2 — номер оси;

3 — знак «О», месяц, год и номер пункта, производившего обточку колесной пары без демонтажа букс.


Проверку знаний работников производят не реже одного раза в год.

Выдачу удостоверения на право полной и промежуточной ревизии букс, осмотр и ремонт подшипников осуществляет комиссия в составе главного инженера вагонного депо или завода по ремонту подвижного состава и производства запасных частей (председатель) и начальника или мастера колесного или роликового цеха, имеющих удостоверение на право полного освидетельствования колесных пар и ревизии букс.

4.1.4. При полной ревизии букс производят:

а) демонтаж букс с роликовыми подшипниками без снятия внутренних и лабиринтных колец в соответствии с действующими нормативно-техническими документами. Внутренние и лабиринтные кольца снимают при их неисправности, расформировании колесных пар, а также отсутствии специального щупа и дефектоскопов для проверки оси и внутренних колец на шейке оси;

б) промывка, осмотр, проверка и дефектоскопирование деталей роликовых подшипников, других деталей буксового узла и колесных пар;

в) ремонт деталей буксового узла и колесных пар;

г) измерение радиальных и осевых зазоров, посадочных отверстий внутренних колец при их установке, посадочных поверхностей корпусов букс;

д) монтаж букс.

4.1.5. После полной ревизии и монтажа букс на бирке (рис. 7) выбивают номер оси, дату полного освидетельствования (месяц и две последние цифры года) и условный номер, присвоенный пункту, производившему освидетельство­вание колесной пары и монтаж букс. У колесных пар с торцевым креплением подшипников тарельчатой шайбой и болтами М20 при новом формировании, ремонте со сменой элементов и полном освидетельствовании колесных пар, кроме маркировки на бирке, на стопорной шайбе правой шейки оси выбивают номер оси, знак формирования, условный

номер предприятия, сформировавшего или производив­шего ремонт со сменой элементов, и дату (месяц и две последние цифры года) производства этих работ (рис. 6 а, в).

На стопорной шайбе левой шейки оси выбивают дату последнего полного освидетельствования колесной пары и условный номер предприятия, производившего последнее полное освидетельствование колесной пары и полную ревизию букс (рис. 6 б, г). При этом месяц на стопорной шайбе выбивают клеймами с арабскими цифрами вместо римских.

Колесные пары, сформированные или отремонтирован­ные на одних заводах или ремонтных пунктах и получен­ные для монтажа роликовых букс другими заводами или ремонтными пунктами, подвергают осмотру. При монта­же букс у таких колесных пар на левом торце шейки оси наносят условный номер пункта, производившего мон­таж букс, букву «М» и дату монтажа. На бирке и стопорной шайбе вместо даты и условного номера пункта, произво­дившего полное освидетельствование колесной пары, необходимо наносить дату и место монтажа букс (месяц римскими цифрами и две последние цифры года), услов­ный номер пункта, производившего монтаж букс, и рядом с ним букву «М».

Бирку (рис. 7) изготавливают из листовой стали марки 10 КП толщиной 1,0-1,5 мм или оцинкованной стали толщиной 0,8-1,0 мм. Бирку устанавливают на левых верхних болтах крепительной крышки буксы правой шейки оси. Часть бирки, на которой выбита маркировка, загибают на верхнюю плоскость прилива корпуса. Бирку, укрепляемую одним болтом, не загибают. Допускается изготавливать бирки по условным штриховым линиям (рис. 7 а, в).

На буксах, имеющих опытные подшипники, смазку и др., устанавливают по особому указанию дополнительные бирки, на которые наносят соответствующую марки­ровку.

4.1.6. Данные полной ревизии букс записывают в журнал формы ВУ-90 (Приложение 1).

4.2.   Промежуточная ревизия

4.2.1. Промежуточную ревизию производят:

а) при обточке колесных пар без демонтажа букс;

б) при обыкновенном освидетельствовании колесных пар;

в) при единовременной технической ревизии пассажир­ских вагонов;

г) в качестве профилактической меры по отдельным указаниям (профилактическая ревизия). Ревизию осуществляет слесарь, имеющий квалифика­цию не ниже 4-го разряда и соответствующее удостове­рение.

Примечание. При единовременной технической ревизии пасса­жирских вагонов колесные пары, имеющие редукторно-карданный привод от торца шейки оси, выкатывают из-под вагона для тщательного осмотра и проверки круга катания колес. Профилактическая, а также единовремен­ная техническая ревизии пассажирских вагонов производятся под вагоном без снятия стопорных планок. Надежность торцевого крепления проверяется осту кива­нием.

4.2.2. Перед промежуточной ревизией у выкаченных колесных пар буксы проворачивают для определения неисправно­стей (раковин и др.). При вращении буксы с толчками и ненормальным шумом производят полную ревизию.

При наличии в вагонных депо установок для диагностиро­вания роликовых подшипников УДП-85 или УДП-85М, АЛ2-3 или других установок, согласованных с МПС РФ, все грузовые колесные пары, подлежащие обыкновенно­му освидетельствованию, а их буксовые узлы — промежу­точной ревизии, должны быть пропущены через эти

установки в соответствии с технологией, изложенной в инструкциях к этим установкам.

При промежуточной ревизии снимают крышку. Места прилегания крышки предварительно очищают от грязи и протирают. Снятую крышку укладывают в закрываемый ящик внутренней стороной вверх. Из передней части буксы смазку перекладывают в снятую крышку для дальнейшего использования. При этом необходимо соблюдать условия, исключающие попадание в буксу и крышку различных загрязнений.

Загрязнение смазки определяют анализом по методу Московской ж. д. или другим методом, согласованным с МПС РФ, или визуально после растирания небольшой порции смазки на тыльной стороне руки или суконном материале, или зеркале, или другим способом. Букса с загрязненной и обводненной смазкой (стальные, латун­ные включения, механические и другие примеси) подле­жат полной ревизии. При хорошем состоянии смазки (по­темнение смазки не является браковочным признаком) производят дальнейший осмотр. Прежде всего, проверя­ют состояние переднего подшипника. При обнаружении масла от редукторно-карданного привода, излома или износа сепаратора, приставного упорного кольца или других дефектов буксу подвергают полной ревизии.

Рис. 8. Конусная часть центра колесно-токарного станка после переточки

При ревизии, выполняемой по подпунктам «в» и «г» пунк­та 4.2.1., и при удовлетворительном состоянии подшип­ника остукиванием контролируют болты стопорной план­ки или тарельчатой шайбы. Ослабшие болты М12 подтя­гивают, неисправные заменяют. Неисправную проволоку болтов стопорной планки заменяют, под болты стопорной планки ставят пружинные шайбы. Надежность крепления торцевой гайки проверяют ударами слесарного молотка по оправке, упираемой в одну из граней коронки или в шлиц гайки. Проверку производят в обе стороны враще­ния гайки. При ослаблении гайки торцевого крепления колесную пару выкатывают и снимают гайку. Колесная пара и гайка с поврежденной резьбой к дальнейшей экс­плуатации не допускаются. При ревизии, выполняемой по подпунктам «а» и «б» пункта 4.2.1., у букс с подшипни­ками при торцевом креплении гайкой независимо от со­стояния крепления снимают стопорную планку для дефектоскопирования и клеймения, торцевую гайку и упорное кольцо — для визуального осмотра резьбы шейки оси и гайки. Колесные пары или гайки с поврежденной резьбой к дальнейшей эксплуатации не допускаются. При исправ­ном состоянии резьбы производят затяжку гайки с после­дующей установкой стопорной планки в соответствии с требованиями настоящих Инструктивных указаний.

При торцевом креплении тарельчатой шайбой болты М20 освобождают от стопорения и динамометрическим клю­чом проверяют их затяжку (вращением по часовой стрел­ке). При наличии хотя бы одного из болтов с крутящим моментом менее 5 кгс/м все болты вывертывают и прове­ряют визуально состояние резьбы отверстий в торце оси и болтов крепления, а также состояния места перехода стержня болта к головке. При обнаружении задиров в ме­сте перехода стержня болта к головке радиусом менее 0,8 мм и без подголовника или других повреждений бол­ты к дальнейшей эксплуатации в торцевом креплении не допускаются. При изломе головки или стержня болта ос­тавшуюся часть болта вывертывают из оси без повреждения резьбы резьбового отверстия. Поврежденные болты заменяются. При обнаружении срыва более трех ниток резьбы в резьбовых отверстиях оси или затруднений при завертывании болтов крепления допускается резьбовые отверстия исправлять метчиком. При повреждении более шести первых ниток резьбы в резьбовых отверстиях оси колесная пара не допускается к дальнейшей эксплуата­ции до специального указания. Болты, имеющие затяжку крутящим моментом более 5 кгс/м, подтягивают с усилием 23-25 кгс/м. Затяжка болтов должна быть равно­мерной. Для этого завинчивание трех болтов произво­дят дважды по периметру, а четырех — по схеме 1-2-3-4-3-4-2-1 с последующим стопорением.

4.2.4. При обточке поверхности катания колес с торцевым кре­плением шайбой применяют центр колесно-токарного станка, выполненный по эскизу (рис. 8).

4.2.5. Взамен снятой смотровой или крепительной крышки устанавливают специальную временную крышку с отверстием для прохода центра станка.

4.2.6. Колесную пару устанавливают на станок для обточки поверхности катания с соблюдением требований «Инструкции по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию вагонных колесных пар» № ЦВ/3429.

4.2.7. После обточки колесной пары снимают временную крышку, проверяют состояние смазки, надежность крепления торцевой гайки в соответствии с требования­ми п. 4.2.3. настоящих Инструктивных указаний. Ослаб­ленные гайки (вращающиеся от руки) снимают и осматривают состояние резьбы шейки оси и гайки. Колесные пары и гайки с поврежденной резьбой к дальнейшей эксплуатации не допускают.

При торцевом креплении тарельчатой шайбой и болтами М20 проверку состояния такого крепления после освобождения болтов от стопорения, осмотр резьбовых отверстий в оси и болтов, а также последующую их за­тяжку производят в соответствии с требованиями п. 4.2.3. настоящих Инструктивных указаний.

После обточки с промежуточной ревизией под правый верхний болт М20 крепительной крышки устанавливают бирку (рис.7 в), на которой выбивают 01 или 02, условный номер, присвоенный ремонтному предприятию, произ­водившему обточку, и дату.

Затем смотровую или крепительную крышку устанавли­вают и закрепляют болтами, под которые устанавливают пружинные шайбы. Между крышками ставят резиновую прокладку, новую или бывшую в употреблении, но ис­правную. Между фланцевой поверхностью крепительной крышки и корпусом буксы устанавливают резиновое кольцо, а свободное пространство заполняют смазкой ЛЗ-ЦНИИ. Крышки устанавливают и закрепляют с соблю­дением требований, указанных в п. 5.3.3.16.


4.2.8. При промежуточной ревизии после проведения указан­ных в п. 4.2.3 операций в случае необходимости в буксу добавляют свежую (не бывшую в употреблении) смазку, которую укладывают валиком на видимую часть передне­го подшипника, уплотняя ее пальцами так, чтобы смазка смогла проникнуть между сепаратором и бортом наруж­ного кольца. Затем устанавливают смотровую или крепи­тельную крышку с соблюдением требований, указанных в пп. 4.2.7 и 5.3.3.16.

4.2.9. О проведенной промежуточной ревизии букс в журнале формы ВУ-92 делают соответствующие записи, при этом необходимо в графе 4 на каждую колесную пару, подвер­гавшуюся промежуточной ревизии букс, дополнительно к номеру колесной пары указывать тип оси. В графе 5 фик­сировать случаи ослабления гайки или болтов М20 в тор­цевом креплении тарельчатой шайбой. Сведения о коли­чествах случаев обнаруженных ослаблений гаек или бол­тов М20 и количествах осмотренных осей типа РУ1 или РУ1Ш ежеквартально сообщать в железнодорожные ад­министрации.