2.1. Роликовые подшипники
2.1.1 В буксах пассажирских и грузовых вагонов применяются роликовые подшипники:
а) с короткими цилиндрическими роликами однорядные с однобортовым внутренним кольцом (рис.1 а);
б) с короткими цилиндрическими роликами однорядные с безбортовым внутренним кольцом и плоским упорным кольцом (рис.1 б).
Примечание. В дальнейшем роликовые подшипники с короткими цилиндрическими роликами будут называться «цилиндрическими подшипниками». Посадка внутренних колец на шейку оси осуществляется методом прессования, заключающегося в нагреве внутренних колец (при этом происходит их объемное расширение), их постановке на шейку оси, остывании, после которого обеспечивается необходимая прочность прессового соединения колец с осью.
Формы роликов цилиндрических подшипников приведены на рис.2.
Ролики цилиндрических подшипников ранее изготовлялись со скосами (рис. 2 а,б), с 1965 г. ролики подшипников 42726 и 232726 изготавливаются с рациональным контактом — «бомбиной» (рис. 2 в). У цилиндрических подшипников, имеющих массивные беззаклепочные латунные сепараторы, ролики удерживаются в гнездах расчеканкой перемычек, а у полиамидных сепараторов — на перемычках имеются специальные утолщения.
Основные типы роликовых подшипников, применяемые в буксах пассажирских и грузовых вагонов широкой колеи, их размеры и массы представлены в табл.1.
Таблица 1
Обозначение |
Размеры |
Число |
Размеры роликов, мм |
Радиальный |
Способ |
Масса под |
|||||
подшипников |
подшипников, |
роликов, |
(см.рис.2) |
зазор, мм |
посадки |
шипника, кг |
|||||
мм (см.рис.1) |
шт. |
||||||||||
0 |
В |
а* |
Яр |
<1р1 |
Чр2 |
'Р |
|||||
Цилиндрические |
|||||||||||
подшипники: |
|||||||||||
30 — 42726, |
|||||||||||
36 — 42726 |
250 |
80 |
130 |
14" |
32 |
- |
- |
52 |
0,115 — 0,170 |
Горячая |
19,0 |
30 — 232726, |
|||||||||||
36 — 232726 |
250 |
80 |
130 |
14*' |
32 |
52 |
0,115 — 0,170 |
Горячая |
19,0 |
||
30 — 42728, |
|||||||||||
36 — 42728 |
260 |
80 |
140 |
16 |
32 |
- |
- |
52 |
0,115-0,180 |
Горячая |
19,9 |
30 — 232728, |
|||||||||||
36 — 232728 |
260 |
80 |
140 |
16 |
32 |
- |
52 |
0,115-0,180 |
Горячая |
19,9 |
*) Внутренний диаметр подшипников на горячей посадке (диаметр шейки оси)
**) Подшипники с полиамидными сепараторами имеют по 15 роликов
2.1.2. Цилиндрические роликовые подшипники с различными индексами и цифрами (Л, Л1, ЕМ, Е2М, Л4М и др.), стоящими после условного обозначения, отличаются друг от друга применяемым материалом сепараторов (Л-латунь, Е-полиамид и др.).
2.1.3. Подшипники (кольца и ролики) изготавливают из хромистой стали (табл. 2) марок ШХ15 и ШХ15СГ, стали электрошлакового переплава марки ШХ15СГШ, а также из стали регламентированной прокаливаемости марки ШХ4 по ТУ 14-1-92374 и могут быть изготовлены из других марок стали по согласованию с заказчиком. Подшипники 42726 с внутренними кольцами из стали регламентированной прокаливаемости марки ШХ4 имеют увеличенную фаску на борту внутреннего кольца с наружной стороны высотой 3 мм и шириной 5 мм или на наружном диаметре борта внутреннего кольца имеется проточка радиусом 2,5 мм.
Внутренние кольца подшипников 232726 из стали регламентированной прокаливаемости марки ШХ4 имеют проточку на скосе глубиной 0,5 мм и шириной 2 мм. Внутренние кольца подшипников из стали регламентированной прокаливаемости марки ШХ4 имеют маркировку 42726Л4М и 232726Л4М или 42726Е2М и 232726Е2М.
Рис. 1. Роликовые подшипники
а) цилиндрический однорядный с однобортовым внутренним кольцом;
б) цилиндрический однорядный с безбортовым внутренним кольцом и плоским упорным кольцом;
1 — наружное кольцо; 2 — ролик; 3 — внутренне кольцо;
4 — сепаратор; 5 — упорное кольцо.
Рис. 2. Ролики подшипников
2.1.4. На вагонные роликовые подшипники наносят маркировку в соответствии с ГОСТ 520-92 и ТУ 37.006.048-73.
При изготовлении на торцы наружного и внутреннего колец цилиндрических подшипников наносят товарный знак завода-изготовителя (16ГПЗ, 8ГПЗ-ХАРП, 5ГПЗ, ЗГПЗ-СПЗ и 1 ГПЗ-МПЗ) и указывают время изготовления месяц и год. Месяц указывают условно буквой, располагаемой рядом с порядковым номером подшипника. У роликовых подшипников, изготовленных на 16, 8, 3 и 1 ГПЗ, с апреля 1998 г. обозначение месяца выпуска соответствует цифрам с 1 по 12 соответственно: 1-январь, 2-февраль и т.д. Маркировку на кольцах подшипников наносят только с одной стороны.
Буквенные обозначения месяца выпуска подшипника различными подшипниковыми заводами представлены в табл. 3. (до 01.01.98 г.) Год изготовления подшипников обозначают условно заглавной буквой русского алфавита, а начиная с августа 1997г. — двумя последними цифрами
года — 97, 98 и т.д. Знак «Л», стоящий после маркировки
года изготовления подшипника, указывает, что подшипник изготовлен из стали электрошлакового переплава.
Кроме указанной маркировки, на подшипники наносят порядковый номер и условное обозначение подшипника, состоящее из цифр и букв.
Для серийных подшипников (42726, 232726 или 2726) условное обозначение характеризует тип, серию, конструкцию и другие особенности.
Внутренние кольца однотипных подшипников взаимозаменяемы, поэтому на наружных кольцах наносят обозначения основного типа (2726) или на них могут быть нанесены полные обозначения (30-42726Л или 30-232726Л1), а также два условных обозначения подшипников (переднего и заднего) при расположении маркировки на торцах колец через 90° в следующем порядке, например, 30-232726Л1, ЗГПЗ, 30-42726Л, порядковый номер, месяц и год изготовления.
На внутренних кольцах наносят обозначения одного типа подшипника, завод-изготовитель, месяц и год выпуска. На одном из торцов сепаратора у подшипников, начиная с марта 1974 г., наносили букву «Ж», а с 1979 г. вместо буквы «Ж» наносят товарный знак завода — изготовителя (ЗГПЗ, 16ГПЗ или цифру 3, 16 и т.д.) и букву условного обозначения или две последние цифры года выпуска (М, К или 97, 98 и т.п.). Кроме того, на сепараторах, изготавливаемых из более прочной латуни марки ЛЦ40МцЗЖ, наносят цифры 55.
Цифра и буква (30, 36 или ЗН), стоящие перед условным обозначением подшипника, указывают номер ряда, характеризующего величину радиального зазора и класс точности. Например, 30 указывает, что подшипник изготов н по классу точности 0 с радиальным зазором по группе 3.
Подшипники выпускало 1971г. имели соответственно обозначения ЗН, 2Н и 1Н,ас1971 г. — 30, 36. Буква «М», стоящая после условного обозначения подшипника, указывает, что подшипник имеет ролики с модифицированным контактом — «бомбиной»; буква «У» — подшипник подвергался суперфинишу; цифра и буква «Л4М» и «Е2М» — внутренние кольца подшипников изготовлены из стали регламентированной прокаливаемо-сти марки ШХ4.
Буква «Л» указывает, что сепаратор подшипника латунный, «Е» — полиамидный. Если этих букв нет, то сепаратор тоже латунный.
Цифры 1,2,3, стоящие за буквой, характеризуют изменение конструкции сепаратора (беззаклепочные, массивные, облегченные). Может быть нанесено на подшипники также среднее значение радиального зазора. 2.1.5. Цилиндрические подшипники, изготовляемые на автоматической линии, кроме того, могут иметь номер группы (I, II, III), к которой отнесено внутреннее кольцо по отклонению диаметра посадочного отверстия от номинального размера. К группе 1 относятся кольца с минусовыми отклонениями от номинального размера до 8 мкм, к группе II — от 9 до 17 мкм и к группе III — от 18 до 25 мкм.
Таблица 3
Месяц |
Буквенные обозначения месяцев выпуска подшипников |
|||||||
16ГПЗ |
згпз |
5ГПЗ |
8ГПЗ |
1ГПЗ |
||||
ДО 1984г. |
с 1984г. |
с 1986г. |
1966г. |
Все годы, кроме 1966г. |
||||
Январь |
А |
Г |
Н |
А |
А |
Б |
А |
А |
Февраль |
Г |
И |
М |
Б |
Б |
Г |
Б |
Б |
Март |
Д |
к |
П |
В |
В |
3 |
В |
В |
Апрель |
Е |
л |
к |
Г |
Г |
Н |
Г |
Г |
Май |
И |
М |
и |
Д |
Д |
к |
Д |
Д |
Июнь |
К |
Н |
г |
Е |
Е |
М |
Е |
Е |
Июль |
Л |
0 |
ш |
Ж |
Ж |
П |
Ж |
Ж |
Август |
Н |
П |
т |
3 |
И |
Р |
3 |
И |
Сентябрь |
П |
Р |
с |
И |
К |
с |
И |
Л |
Октябрь |
Р |
с |
Р |
К |
Л |
т |
К |
Н |
Ноябрь |
Т |
т |
л |
Л |
М |
х |
Л |
0 |
Декабрь |
У |
ш |
0 |
М |
Н |
э |
М |
П |
2.2. Устройство букс с роликовыми подшипниками
2.2.1. В буксах вагонов применяют глухую подшипниковую посадку, при которой внутреннее кольцо подшипника непосредственно устанавливают на шейку оси.
2.2.2. В буксах грузовых и пассажирских вагонов устанавливают два цилиндрических подшипника (рис. 3, 4, 5) вплотную друг к другу, при этом подшипник, расположенный у галтели шейки оси, называют задним, а у ее торца — передним.
2.2.3. Буксы с двумя цилиндрическими подшипниками могут иметь торцевое крепление корончатой гайкой МП 0х4 (рис. 3) или тарельчатой шайбой с четырьмя болтами М20 (рис. 6 а, б), или с тремя болтами М20 (рис. 6 в, г).
2.2.4. Характеристика основных типов букс с роликовыми подшипниками, применяемыми на пассажирских и грузовых вагонах, приведена в табл. 4.
2.3. Смазка для роликовых подшипников
2.3.1. Для букс вагонов с роликовыми подшипниками применяют железнодорожную смазку ЛЗ-ЦНИИ по ГОСТ 19791-74 или ЛЗ-ЦНИИ (у) по ТУ 0254-307-00148820-95 (с изменениями 1 и 2), представляющую собой однородную мазь от светло-желтого до темно-желтого цвета (табл.5).
В соответствии с ГОСТом или ТУ, смазку ЛЗ-ЦНИИ поставляют в бидонах из белой жести вместимостью 20 л или в стальных бочках со съемным днищем вместимостью 50 л, а по согласованию с заказчиком она может поставляться в металлических бочках вместимостью 200 л или в другой таре.
Рис. 3. Букса грузового вагона с двумя цилиндрическими подшипниками с торцевым креплением гайкой
1 — корпус буксы; 2 — отъемный лабиринт корпуса буксы; 3 — лабиринтное кольцо; 4 — задний подшипник; 5 — передний подшипник;
6 — торцевая гайка; 7 — крепительная крышка;
8 — болт М 12 стопорной планки с пружинной шайбой;
9 — проволока; 10 — стопорная планка; 11 — упорное кольцо подшипника;
12 — смотровая крышка; 13 — прокладка; 14 — болт М12 смотровой крышки;
15- кольцо уплотнительное.
Рис. 4. Букса грузового вагона с двумя цилиндрическими подшипниками с торцевым креплением тарельчатой шайбой и четырьмя болтами 1 -передний подшипник 232726Л1М; 2-задний подшипник 42726Л;
3 — корпус буксы; 4 — лабиринтное кольцо; 5 — отъемный лабиринт корпуса буксы; 6 — кольцо уплотнительное; 7 — крепительная крышка; 8 — прокладка;
9- торцевая шайба; 10-смотровая крышка;
11 — болт М20для крепления торцевой шайбы; 12 — стопорная шайба;
13 — болт М 12 с пружинной шайбой для крепления смотровой крышки.
Рис. 5. Букса пассажирского вагона с двумя цилиндрическими подшипниками с торцевым креплением гайкой 1 — корпус буксы; 2 — лабиринтное кольцо; 3 — задний подшипник;
'• — передний подшипник; 5 — крепительная крышка; 6 — смотровая крышка;
7 — торцевая гайка; 8 — стопорная планка;
9 — болт М 12 стопорной планки с пружинной шайбой; 10 — проволока;
11 — болт М12 смотровой крышки; 12 — пружинная шайба;
13 — прокладка; 14 — кольцо уплотнотельное.
Рис. 6. Варианты торцевого крепления тарельчатой шайбой с нанесением маркировки на стопорную шайбу а), б) — четырьмя болтами (соответственно правая и левая шейки оси);
в), г) — тремя болтами (соответственно правая и левая шейки оси);
1 — номер оси колесной пары; 2 — знак формирования; 3 — условный номер предприятия, сформировавшего колесную пару;
4 — дата формирования колесной пары; 5 — дата последнего полного освидетельствования колесной пары; 6 — условный номер предприятия, производившего последнее полное освидетельствование колесной пары;
7- знак обточки колесной пары;
8 — условный номер пункта, производившего обточку без демонтажа букс;
9 — дата обточки колесной пары без демонтажа букс;
I — шайба тарельчатая; II — шайба стопорная.
Таблица 4
Конструкция буксового узла
Конструкция буксового узла |
Обозначения подшипников |
Габаритные размеры подшипников, мм |
Тип вагонов |
|
переднего |
заднего |
|||
Букса с двумя цилиндрическими подшипниками |
30 — 232726 |
30 — 42726 |
130 х 250 х 80 |
ЦМВ и грузовые |
36 — 232726 |
36 — 42726 |
|||
30 — 232728 |
30 — 42728 |
140 х 260 х 80 |
Грузовые |
|
36 — 232728 |
36 — 42728 |
Перед применением проверяют соответствие данных сертификата на смазку требованиям ГОСТа или ТУ. При отсутствии сертификата смазка должна быть проверена в лаборатории. По отдельным указаниям смазка проверяется независимо от наличия сертификата. Следует предъявлять рекламации на смазку, изготовленную с нарушением ГОСТа или ТУ. Не допускается загрязнение смазки механическими примесями и ее обводнение.
Перед заправкой подшипников смазкой, для создания однородности, ее пропускают через аппарат для перемешивания (гомогенизации) смазки.
2.3.2. Выбирать смазку из тары необходимо деревянной лопаткой или чистыми руками. Запрещается производить вырубку крышек у бидонов со смазкой. Крышки необходимо вскрывать специальным ножом или приспособлением.
2.3.3. Для смазывания дорожек качения и торцов роликов применяют препарат-модификатор эМПи-1 (Приложение 7) ТУ 0253-001-25887352-97. При длительном хранении подшипников в качестве предохранительной смазки от действия коррозии применяют смазку ПП-95/5 (ГОСТ 4113-80).
2.3.4. Смазочные материалы должны храниться в чистой, плотно закрытой таре, исключающей попадание пыли, грязи и воды.
Таблица 5
Наименование показателей |
Норма по ГОСТ |
Норма по ТУ |
Пенетрация при температуре 25° С |
200 — 260 |
200 — 260 |
Предел прочности при температуре 50°С |
200 Па (2,0 г/см2), не менее |
200 — 600 Па |
Темпеоатуоа каплепапения |
125°С,не ниже |
130°С,нениже |
Коллоидная стабильность выделенного масла |
23%, не более |
10 — 24% |
Испытание коррозионных свойств |
выдерживает |
выдерживает |
Содержание: свободной щелочи в пересчете на МаОН воды механических примесей |
0,2%, не более 0,5%, не более отсутствие |
0,02 — 0,2% 0,4% не более отсутствие |