Радиосвязь предназначена для ведения служебных переговоров между начальником поезда и машинистом локомотива, ведущим данный поезд, для организации взаимодействия с органами милиции, скорой помощи и т.д.
Радиосвязь применяется для повышения безопасности движения поездов, культуры и качества обслуживания пассажиров во время движения и на станциях.
Радиосвязь между начальником поезда и машинистом локомотива может быть организована с использованием следующих типов радиостанций:
Товары для взрослых с конфиденциальной доставкой PickPoint.
Р22В-2 "Транспорт РВ-2" или Р22В-4 "Транспорт РВ-4", устанавливаемых в вагоне с радиокупе; 42 РТМ-А2--НМ или 11Р22В-1 "Транспорт РВ-1", устанавливаемых на локомотивах. Также возможно применение носимых радиостанций.
При оборудовании штабного вагона радиостанцией РВ-2 или РВ-4 начальник поезда оснащается дополнительно носимой радиостанцией (радиостанциями РН-12Б с манипуляторами ПМ-302 или радиостанцией Р32Н с манипулятором М2) для установления радиосвязи с машинистом локомотива или с дежурным по вокзалу и по отправлению при перемещении начальника поезда по составу или его выходе на перрон, а также для резервирования РВ-2 (РВ-4).
Начальники поездов и машинисты локомотивов должны быть ознакомлены под расписку с инструкцией по организации радиосвязи и систематически инструктироваться с проверкой знаний о порядке пользования радиосвязью. Должностные лица несут персональную ответственность за содержание передаваемой информации, обеспечение допуска к микрофону лиц, имеющих на это право.
Аппаратура радиосвязи и журнал учета ее работы включаются в опись вагона. Страницы журнала типовой формы (ВУ-ЗА) нумеруются, прошиваются и место прошивки скрепляется печатью вагонного участка или депо. Журнал в обязательном порядке предъявляется членам постоянно действующей комиссии при приемке состава в пунктах формирования перед отправлением в рейс и должностным лицам, производящим проверку в пути следования. При направлении вагона с радиокупе в ремонт, радиостанция демонтируется и вместе с журналом передается в кладовую депо.
При приемке пассажирского состава в пункте формирования начальник поезда просматривает записи в журнале формы ВУ-ЗА и при наличии замечаний по работе радиоаппаратуры в предыдущем рейсе выясняет состояние дел по их устранению,
При отсутствии в журнале замечаний начальник поезда обязан проверить радиостанцию на работоспособность для чего:
при использовании радиостанции РВ--2:
а) убедиться в правильности установки переключателей на блоке ВАУ-ЛВ.
- группы рабочих частот (должна быть установлена ноль седьмая группа),
- установки основного канала (должен быть установлен первый канал, что соответствует частоте 151, 825 МГц),
- переключатель "ПИП" (передаватель импульсных помех) и "ПШ" (шумоподавитель) должны находиться в положении "ВКЛ",
- переключатель «Вызов» (должен быть в положении «Выз 1»),
- переключатель "МЦ" (должен быть в положении "ПОЛН"). На пункте формирования может быть установлен порядок, при котором ответственным за правильную настройку переключателей назначается кто-либо из работников радиоцеха, а ключ от крышки блока ВАУ-ЛВ начальнику поезда не выдается. В этом случае работы по проверке работоспособности радиостанции начальником поезда не выполняются.
б) проверить положение переключателя "РЕЖИМ" на пульте управления радиостанцией (должен находиться в положении "ПРИЕМ").
- включить питание радиостанции выключателем питания на пульте управления. На пульте управления должна постоянно светиться цифра "1" сигнализирующая о том, что радиостанция настроена на первый канал и первый канал является основным.
в) произвести контроль параметров приемопередатчика для чего:
- снять микротелефонную трубку с держателями на пульте управления и нажать кнопку "КОНТРОЛЬ" на пульте. Индикатор "передача" на табло должен светиться постоянным светом, что свидетельствует о нормальной работе приемника.
- нажать тангенту микротелефонной трубки. Индикатор "ПЕРЕДАЧА" должен гореть постоянным свечением. При нажатой тангенте нажать кнопку "КОНТРОЛЬ". Индикатор "ПЕРЕДАЧА" должен гореть постоянным светом.
Проверка производится при свободном радиоканале.
При использовании радиостанции РВ-4:
а) установить органы управления блока радиооборудования в следующем положении:
- переключатель 33/ВКЛ в положение 33,
- переключатель АВ/ГВ в положение ГВ,
- тумблер ПМ в положение ВКЛ,
- тумблер МЩ в положение ПОЛН,
б) провести проверку работы радиостанции следующим образом:
включить питание радиостанции ключом на пульте ПУ-В и зафиксировать,
- звуковую сигнализацию включения радиостанции в манипуляторе,
- индикацию на цифровых индикаторах пульта ПУ-В номера основного канала связи в течение 2-х секунд,
- выключение всех индикаторов на пульте ПУ-В за исключением индикатора «ПШ»
Нажать кнопку прием на пульте ПУ-В.
- при этом должна включиться индикация основного канала связи постоянным свечением, индикаторы "ПШ" и " " должны светиться постоянным свечением.
Нажать тангенту манипулятора, при этом должен засветиться индикатор "ПРД".
Проверка производится при свободном радиоканале.
Произвести проверку радиостанции путем установления радиосвязи с дежурным по депо или резерву проводников.
Сделать запись в журнале ВУ-3А о результатах контрольной проверки работы радиосвязи (отразить результаты обобщенного контроля параметров приемопередатчика, а также результаты проверки действия радиосвязи).
Установление контрольной радиосвязи при приемке пассажирского состава в обязательном порядке регистрируется дежурным по депо или резерву проводников в журнале формы ВУ—ЗВ.
В случае обнаружения в ходе проверки неисправности начальник поезда обязан:
а) либо лично, либо через поездного электромеханика поставить в известность дежурного по депо, который в свою очередь обязан вызвать или работников радиоцеха или работников дистанции сигнализации и связи для устранения неисправности,
б) произвести запись в журнале формы ВУ-ЗА о характере неисправности.
На станции прицепки локомотива к составу начальник поезда обязан произвести проверку радиосвязи с прицепленным локомотивом. Результаты установления радиосвязи заносятся в журнал формы ВУ-ЗА.
В случае неполучения от машиниста ответа на вызов по радиосвязи, поездной электромеханик или начальник поезда должен пройти к локомотиву и информировать локомотивную бригаду о наличии в составе радиосвязи, а также о том что связь машиниста с начальником поезда должна поддерживаться на частоте 151, 825 МГц,
В случае отсутствия или неисправности радиостанции на локомотиве в пункте формирования и в пути следования (при смене локомотива) начальник поезда телеграфом сообщает об этом начальнику дороги с направлением копии в пассажирский Департамент.
Правила эксплуатации радиосредств.
При пользовании радиосвязью необходимо соблюдать следующие правила:
а) включение радиостанции производится за 15-20 минут до отправления в рейс. Выключение — после окончания рейса и прибытия в парк отстоя. В течение всего рейса радиостанция постоянно находится во включенном состоянии в режиме дежурного приема.
б) перед посылкой вызова прослушать свободность канала, при занятом радиоканале необходимо дождаться окончания переговоров.
в) послать вызывной сигнал (частота 100 Гц для начальника поезда и машиниста локомотива) путем одновременного нажатия тангенты микротелефонной трубки и соответствующей кнопки в течение 2,5 — 3 сек.,
г) после посылки вызова нажать тангенту микротелефонной трубки, вызвать голосом абонента, продолжительность вызова голосом может длиться не более 7-10 сек,
д) на каждый вызов, вызываемый абонент должен дать немедленный ответ,
е) если после окончания вызова немедленного ответа не последует, посылку вызова следует повторить,
ж) передаваемые по радиоканалу сообщения произносить кратко, ясно, без повышения голоса,
з) микротелефонную трубку при ведении переговоров необходимо держать так, чтобы микрофон был против рта на расстоянии 3 — 5 см. Тангента микротелефонной трубки должна быть нажата при передаче речи и отпущена при приеме речи. Нажимать тангенту необходимо до начала передаваемой фразы с опережением I — 2 сек. и отпускать после окончания фразы,
и) текст передаваемых сообщений должен соответствовать установленному регламенту переговоров,
к) по окончании переговоров микротелефонную трубку следует аккуратно вложить в гнездо держателя на пульте управления, чтобы блок-контакт был надежно зажат, а тангента находилась в ненажатом положении.
Переключение групп частот радиосвязи производится порядком, установленным заводскими инструкциями, прилагаемыми к аппаратуре.
В случае возникновения угрозы безопасности движения поездов или жизни людей соответствующие сообщения по радиосвязи должны передаваться независимо от занятости радиоканала с немедленным прекращением всех других переговоров.
Запрещается при эксплуатации радиостанций:
а) передавать сведения, не подлежащие передаче по радиоканалу открытым текстом,
б) применять произвольные шифры, коды и сокращения,
в) передавать сообщения при занятом радиоканале, кроме ситуаций, оговоренных выше,
г) вести частные переговоры, а также не связанные непосредственно с технологией работы и обеспечением безопасности движения.
Ответственным лицом за сохранность аппаратуры радиосвязи в штабном вагоне является начальник поезда (в рейсе и в пунктах оборота).
Регламент переговоров.
При вызове по радиосвязи надлежит придерживаться следующих форм:
а) начальник пассажирского поезда вызывает машиниста:
"Машинист поезда номер __, ответьте", услышав ответ, продолжает "Я, начальник поезда номер __, фамилия ____ и далее текст вопроса или сообщения,
б) машинист вызывает начальника пассажирского поезда:
"Начальник пассажирского поезда номер ___ ответьте", услышав ответ, продолжает «Вызывает машинист вашего поезда фамилия ____» и далее текст вопроса или сообщения.
При ответе на вызов по радиосвязи надлежит придерживаться следующих форм:
а) машинистам поездов: «Я, машинист поезда номер __ фамилия ______ слушаю»,
б) начальникам пассажирских поездов: "Я начальник поезда номер __ фамилия _____слушаю"