1. Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации в соответствии с основными положениями, установленными Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, конкретизирует правила:
- приема, отправления и пропуска поездов при различных средствах сигнализации и связи как в нормальных условиях, так и в случаях неисправности этих устройств;
- приема и отправления поездов в условиях производства ремонтно-строительных работ на железнодорожных путях и сооружениях;
- производства маневров на станциях;
- выдачи предупреждений на поезда и другие положения, связанные с выполнением указанных операций.
Твердое знание и четкое выполнение предусмотренных настоящей Инструкцией требований причастными работниками — одно из важнейших условий обеспечения безопасности движения поездов и производства маневров.
2. "Каждая станция и путевой пост в части руководства движением поездов и каждый поезд должны находиться одновременно в распоряжении только одного работника: станция — дежурного по станции, а на участках, оборудованных диспетчерской централизацией, — поездного диспетчера, пост — дежурного по посту, поезд — машиниста ведущего локомотива (моторвагонного поезда)" (из п.16.2 Правил технической эксплуатации).
Приемом, отправлением и пропуском поездов на каждой станции и путевом посту может распоряжаться только один работник — дежурный по станции или соответственно дежурный по посту, парку, а на участках, оборудованных диспетчерской централизацией, — поездной диспетчер.
На станциях в зависимости от путевого развития может быть несколько дежурных по станции, постам или паркам, каждый из которых единолично распоряжается движением поездов и выполняет определенные операции в пределах своего района работы. Разграничение районов управления на таких станциях и круг обязанностей, связанных с движением поездов, каждого дежурного по станции, посту или парку, указываются в техническо-распорядительном акте станции.
3. Все распоряжения по движению поездов и маневровой работе должны даваться кратко и ясно. Работник, давший распоряжение, должен каждый раз выслушать краткое повторение распоряжения и убедиться в том, что оно понято правильно.
Все операции по приему, отправлению и пропуску поездов, а также при производстве маневровой работы должны производиться четко, с точным выполнением Правил технической эксплуатации, Инструкции по сигнализации на железных дорогах, настоящей Инструкции и техническо-распорядительного акта станции.
4. Порядок движения поездов и маневровой работы в условиях возникновения экстремальных ситуаций, представляющих опасность для жизни людей, сохранности материально-технических средств и сооружений железнодорожного транспорта определяется нормативными актами, утверждаемыми для соответствующих подразделений Министерством путей сообщения, начальниками железных дорог и отделений.
5. Управление приборами сигнализации, централизации и блокировки, открытие и закрытие светофоров (кроме автоматически действующих) производятся:
а) на станции — дежурным по станции или по его распоряжению оператором при дежурном по станции, оператором поста централизации или дежурным стрелочного поста;
б) на путевом посту — дежурным по посту;
в) на станционном исполнительном посту — оператором поста централизации;
г) при диспетчерской централизации — поездным диспетчером или по его распоряжению оператором поста централизации.
6. Если поезд отправляется со станции при запрещающем показании выходного светофора или с путей, не имеющих выходного светофора, разрешение на занятие перегона (если оно не передается по радиосвязи) вручается машинисту ведущего локомотива лично дежурным по станции, парку, посту, через одного из работников локомотивной бригады отправляющегося поезда или одного из станционных работников, связанных с движением поездов, что указывается в техническо-распорядительном акте станции.
Машинист обязан убедиться, соответствует ли выданное разрешение номеру поезда и перегону.
7. Если приказ о приеме или отправлении поезда при запрещающем показании сигнала передается дежурным по станции машинисту по радиосвязи, то текст такого приказа должен соответствовать установленным формам, предусмотренным настоящей Инструкцией и, кроме того, в этом приказе должны быть указаны дата, номер, время (час, мин) передачи приказа машинисту и литер светофора.
8. В случаях приема или отправления поездов при запрещающем показании входного или выходного светофора в журнале движения поездов напротив номера поезда (в графе примечания) должна быть сделана соответствующая отметка: "РС" (по радиосвязи), "ПС" (по пригласительному сигналу), "ПР" (по письменному разрешению). В отметке "РС", кроме того, должны быть указаны № приказа и время его передачи машинисту, а также литер светофора (или номер пути отправления не имеющего выходного светофора).
На станциях, оборудованных системой документированной регистрации приказов, передаваемых машинисту, приказы о приеме и отправлении поездов при запрещающем показании светофора регистрируются на магнитофонной ленте.
Указанная выше отметка в журнале движения поездов во всех случаях обязательна.
9. Во всех случаях приема поезда на станцию или отправления поезда со станции при запрещающем показании входного, выходного (маршрутного) светофоров дежурный по станции, прежде чем воспользоваться кнопкой пригласительного сигнала или дать машинисту соответствующее разрешение на проезд запрещающего светофора, обязан привести его рукоятку (кнопку) в положение, соответствующее запрещающему показанию сигнала, и порядком, установленным техническо-распорядительным актом станции, убедиться в свободности пути приема, правильности установки и замыкания стрелок в маршруте, а при отправлении поезда, кроме того, в свободности первого блок-участка (при автоматической блокировке) или перегона (при полуавтоматической блокировке) и в переключении блок-системы на соответствующее направление движения. Кнопку пригласительного сигнала необходимо нажимать до тех пор, пока ведущий локомотив прибывающего или отправляющегося поезда не проследует светофор.
10. На станциях с наличием переездов, расположенных в стрелочных горловинах или на участках удаления, на которых извещение о закрытии переезда при приеме или отправлении поезда при запрещающем показании светофора производится нажатием кнопки "закрытие переезда, дежурный по станции перед приемом или отправлением поезда в этих условиях должен нажать эту кнопку, а после проследования поезда через переезд — возвратить ее в нормальное положение. В любых случаях приема или отправления поезда при запрещающем показании светофора на таких станциях машинист при подходе к переезду должен следовать с особой бдительностью со скоростью не более 20 км/ч с готовностью остановиться, если встретится препятствие. Перечень таких станций должен быть объявлен приказом по дороге.
11. Дежурный по станции после прибытия (возвращения), отправления или проследования поезда обязан немедленно сообщить об этом дежурному по соседней станции и поездному диспетчеру.
Об отправлении(проследовании) поезда сообщается по форме:
" Поезд N … отправился (проследовал)в …ч …мин".
При наличии в поезде вагонов с опасными грузами класса 1 (взрывчатыми материалами) к номеру поезда при сообщении добавляются буквы "ВМ" (например, 2783 ВМ). Соответствующие буквы к номеру поезда добавляются также в случаях отправления и следования поездов: пассажирских поездов, обслуживаемых одним машинистом "М", тяжеловесных "Т",длинносоставных "Д", повышенного веса "ПВ", повышенной длины "ПД", соединенных "СП". При отправлении поездов с негабаритными грузами к номеру поезда после буквы "Н" и знака "-" добавляется установленный в Инструкции по перевозкам негабаритных грузов цифровой индекс, характеризующий зоны и степень негабаритности груза (например, 2785Н-0430).
О прибытии (возвращении) поезда сообщается по форме:
" Поезд N … прибыл (возвратился) в …ч …мин ".
Если поезд следует с подталкивающим локомотивом, уведомления об отправлении и прибытии дополняются словами: "с толкачом".
На двухпутных участках, оборудованных автоблокировкой, время прибытия поезда, следовавшего по правильному пути, на соседнюю (позади лежащую) станцию может не передаваться.
На двухпутных участках с интенсивным движением, оборудованных автоблокировкой, передача уведомлений от станции к станции о прибытии, отправлении и проследовании поездов может быть установлена лишь о поездах, следующих с отклонением от графика, а передача уведомлений поездному диспетчеру, кроме того, и не с каждой станции, расположенной на участке. Указанный порядок не распространяется на людские поезда и поезда, к номеру которых добавляются соответствующие буквы или цифровой индекс.
Аналогичный порядок передачи сообщений поездному диспетчеру о прибытии, отправлении и проследовании поездов может быть установлен на двухпутных и однопутных участках, оборудованных устройствами для автоматической записи графиков исполненного движения (поездографами). Перечень таких участков и порядок передачи уведомлений о прибытии, отправлении или проследовании поездов устанавливаются начальником железной дороги.
Время фактического отправления, прибытия или проследования каждого поезда дежурный по станции обязан отметить в журнале движения поездов, при этом номера поездов, дополненные соответствующими буквами или индексами, записываются с этими буквами и индексами и в журнале.
12. Дежурный по станции, обнаружив (лично или по докладам других работников) неисправность путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети, должен сделать запись в "Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети" (журнале осмотра) и немедленно известить об этом работника, обслуживающего устройства (дорожного мастера, электромеханика и др.), или дежурного работника соответствующей дистанции (пути, связи и др.).
О всех неисправностях технических устройств, которые создают угрозу безопасности движения или могут вызвать задержки поездов, дежурный по станции, кроме того, должен поставить в известность поездного диспетчера.
Об устранении неисправности соответствующим работником делается отметка в журнале осмотра, которая удостоверяется его подписью и подписью дежурного по станции.
Если неисправность устройств СЦБ связана с необходимостью срыва пломбы с кнопки пригласительного сигнала, то в записи, производимой в журнале осмотра, указывается и о срыве пломбы с кнопки пригласительного сигнала, например:
"Участок 5-9 СП показывает ложную занятость.
Сорвана пломба с кнопки пригласительного сигнала "Н" ДСП …".
Соответствующую запись в журнале осмотра дежурный по станции делает и в случаях, когда из-за неисправности устройств СЦБ прием или отправление поездов осуществляется по пригласительным сигналам, имеющим непломбируемые кнопки (при наличии счетчиков), при этом в записях о неисправности и о восстановлении нормальной работы устройств в журнале указываются показания счетчика.
13. Закрытие и открытие перегонов или путей и установление однопутного движения при всех средствах сигнализации и связи, а также переход с одних средств сигнализации и связи на другие производятся приказом поездного диспетчера.
Перед переходом на телефонные средства связи дежурные по станциям, ограничивающим перегон, должны привести рукоятки (кнопки) выходных светофоров, ограждающих выход на перегон, в положение, соответствующее запрещающему показанию сигналов.
При переходе с основных средств сигнализации и связи на телефонные средства связи обмен поездными телефонограммами между дежурными по станциям на однопутных перегонах, а в случаях организации двустороннего движения по одному из путей и на двухпутных (многопутных) перегонах должен осуществляться по поездной диспетчерской связи под контролем поездного диспетчера.
14. Перед вступлением на дежурство дежурный по станции обязан:
а) ознакомиться с планом предстоящей работы, имеющимися указаниями и распоряжениями, касающимися приема и отправления поездов и маневров, наличием и расположением подвижного состава на приемо-отправочных путях, положением (свободностью или занятостью) прилегающих к станции перегонов (блок-участков);
б) убедиться в исправности приборов управления устройствами СЦБ и связи и наличии на них пломб в соответствии с описью, а также в исправности обслуживаемых им лично стрелочных переводов;
в) проверить наличие на рабочем месте и исправность инструмента, сигнальных принадлежностей и инвентаря;
г) ознакомиться с записями в журнале диспетчерских распоряжений, журнале движения поездов, книге предупреждений, журнале осмотра, журнале поездных телефонограмм и других книгах и журналах по вопросам движения поездов, которые ведутся дежурным по станции.
Вступление на дежурство оформляется записями в журнале движения поездов или на станционном графике исполненного движения по форме:
" " .........19…г....ч....мин.
Дежурство принял ДСП........(подпись).
" " .........19…г....ч....мин.
Дежурство сдал ДСП..........(подпись).
При наличии счетчиков искусственного срабатывания устройств контроля прибытия, пригласительных сигналов или искусственной разделки маршрута перед текстом о приеме и сдаче дежурства в настольном журнале указываются показания счетчиков.
15. Вступив на дежурство, дежурный по станции обязан:
- проверить явку на работу составителей поездов, дежурных постов централизации, стрелочных постов, сигналистов и др.;
- проверить через них состояние обслуживаемых ими рабочих мест, особенно правильность закрепления подвижного состава, в соответствии с техническо-распорядительным актом станции;
- при наличии недостатков принять необходимые меры, обеспечивающие нормальную работу и безопасность движения, а при необходимости сообщить начальнику станции.
16. При упразднении на отдельных раздельных пунктах дежурного штата работников службы перевозок начальником дороги, в зависимости от системы имеющихся устройств СЦБ и связи, должен быть установлен порядок выполнения операций, связанных с приемом, отправлением поездов и производством маневров на таких раздельных пунктах.